[12.03.2OO2] Даан ван дер Шрик «Кыргызская экономика нуждается не в помощи, а в реформах»

image_pdfimage_print
 
 До событий 11 сентября Кыргызстан оставался одной из самых отсталых в экономическом отношении стран Средней Азии. За первые десять месяцев 2001 года объем инвестиций в киргизскую экономику снизился на 30%. Теперь, когда Кыргызстан приютил на своей земле американские войска и объявил о том, что поддерживает войну с терроризмом, правительство страны надеется на значительный приток иностранной помощи. С этой целью президент Аскар Акаев, решивший в 2001 году заняться преследованием диссидентов, произнес в январе нынешнего года две речи, в которых призвал к решительным реформам. Однако, если слова Акаева не будут подкреплены реальным изменением подхода правительства к вопросам налогообложения и коммерции, увеличение помощи вряд ли приведет к исцелению больной экономики.
Шаги, которые должен сделать Кыргызстан, хотя и болезненны, но осуществимы. Во-первых, должны быть увеличены доходы государства, необходимые для обслуживания огромного внешнего долга. Внешний долг Кыргызстана достиг $1.5 млрд. и лежит тяжелым грузом на ВВП республики. Несмотря на то, что Центральный банк в апреле 2001 года сумел реструктуризировать долг Турции и часть долга России, средства, идущие на обслуживание долгов, стали слишком обременительными. Долги ослабили и способность страны привлекать новую помощь и инвестиции.
В этой ситуации международные наблюдатели настоятельно советуют Кыргызстану развивать свою промышленность. Однако на этом пути имеется ряд препятствий. Главный природный ресурс Кыргызстана – вода, плата за которую от государств вроде Узбекистана поступает нерегулярно. У Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты киргизских предпринимателей с иностранными инвесторами. Чтобы преодолеть эти проблемы и построить жизнеспособную экономику, которая не будет зависеть от иностранной помощи, Кыргызстан должен, прежде всего, создать благоприятный климат для развития бизнеса.
Однако это требует решительного отказа от коррумпированных структур. Аскар Акаев, занимающий пост президента страны с момента ее возникновения, дал понять, что находится в курсе этих проблем. В обращении к бишкекскому форуму по проблемам преодоления бедности 16 января Акаев обвинил банковский сектор в хищениях и других, менее вопиющих формах экономического мошенничества. «Я бы хотел еще раз заявить, что работа коммерческих банков развивается в неверном направлении. Банки не выдают кредитов и не выполняют надлежащим образом своих функций по хранению денег», – сказал он.
Однако эти слова будет трудно конвертировать в твердые инвестиционные формы. Поскольку Кыргызстан маленькая, далекая и бедная страна, ей придется создавать богатство, заботясь о соблюдении этических норм в большей степени, чем соседние страны; она также должна будет делать это более эффективно. По словам Дэвида Гранта, стоящего во главе Агентства развития мелкого и среднего предпринимательства в Кыргызстане, финансируемого программой технического содействия «Тасис» под эгидой ЕС, страна должна будет продемонстрировать перед иностранными инвесторами свою безупречность, располагая не струящимися энергетическими потоками, а труднодоступными горными месторождениями и малопродуктивным сельским хозяйством. Без создания привлекательного инвестиционного климата зарубежным бизнесменам нет никакого смысла вкладывать деньги в Кыргызстан, а недавно учрежденный государственный Координационный совет по привлечению иностранных инвестиций вряд ли сможет изменить ситуацию.
Кыргызстан должен будет стимулировать развитие мелких и средних предприятий. Это означает, что под нож реформы попадет обременительная, коррумпированная и громоздкая бюрократия. Киргизские бюрократы занимаются воровством – в прессе 23 января прошло сообщение, что чиновники Министерства внутренних дел украли с момента объявления независимости страны $640 тыс. (средний годовой доход 2650 киргизов) и препятствуют деятельности легального бизнеса. Акаев на днях заявил о порочности этой практики. Уволив министра внутренних дел, Акаев 24 января извинился за то, что придавал такое значение бюрократии в ущерб экономике. «Мы должны в корне изменить существующую систему ценностей в государственном аппарате и поставить интересы людей и их потребности в центр деятельности государства», – сказал президент. Акаев говорил также о создании «структур, предназначенных для защиты потребителей».Однако структуры, которые предполагается создать, скорее всего, не пойдут обществу во благо, если правительство не предпримет мужественных шагов по искоренению коррупции. Наоборот, щедрая помощь может ослабить стремление к реформам. Последняя любимая идея Акаева – разместить в Бишкеке антитеррористический центр под эгидой ООН – возможно, и создаст новые рабочие места, но при этом еще больше укрепит позиции бюрократии и коррумпированных служб безопасности.
Антитеррористический центр, однако, дает киргизскому правительству возможность продвинуться в решении другой задачи, а именно расширения регионального сотрудничества. Региональное экономическое сотрудничество имеет значение для всех среднеазиатских стран, но особенно важно для Кыргызстана, внутренний рынок которого согнулся под гнетом собственной бедности. Евразийское Экономическое Сообщество (в составе Белоруссии, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) является неплохим отправным пунктом для расширения такого сотрудничества. Однако, по мнению наблюдателей, деятельность этой организации принесет плоды только в том случае, если ее руководство предпримет конкретные меры по оживлению торговли между странами. Пока что, похоже, имеет место другая тенденция. Азиатский банк развития отметил в своем региональном отчете за 2001 год, что «препятствий на пути движения товаров и услуг в границах субрегиона, по-видимому, стало еще больше». Между прочим, одним из непосредственных следствий войны в Афганистане стало закрытие узбекско-киргизской границы в Ферганской долине, перекрывшее слабый ручеек торговли между двумя странами.
Иностранная поддержка может помочь Кыргызстану в создании благоприятного климата для ведения бизнеса, стимулировать деятельность местных предприятий и расширить региональное сотрудничество, особенно в части развития его инфраструктуры. Но чтобы получать долговременную помощь, киргизское правительство должно показать, что оно действительно предано делу политических и экономических реформ. В данный момент многие наблюдатели внутри страны и за ее пределами высказывают серьезные сомнения в том, что правительство намерено идти курсом реформ. Начало 2002 года отмечено голодовками диссидентов, протестующих против ареста известного политического деятеля, и это совсем не та реклама, в которой нуждается Акаев. Если Акаеву удастся убрать из правительства коррумпированных бюрократов и ответить на протесты проведением разумной политики, перед ним откроется возможность претворения идущей в регионе войны в конкретные экономические результаты.

АКИpress, 12 марта 2002 г.