[15.01.2ОО3] Здравствуй, новая Конституция, или прощай демократия? А.Мадумаров

image_pdfimage_print
Интервью А.Мадумарова, члена Конституционного совещания, депутата ЗС ЖК КР:
 
…Даже лояльные к президенту члены КОС были глубоко возмущены тем, что фактически главным реформатором Конституции стала экспертная группа с техническими функциями, а не Конституционное совещание. Председатель Конституционного суда Чолпон Баекова возражает против того, что убрали из Основного закона право граждан обращаться в КС. По проекту не имеют такого права и отдельные депутаты Жогорку Кенеша и омбудсмен КР. Запросы в Конституционный суд могут подавать только президент, Жогорку Кенеш, правительство и Центризбирком. Таким образом, исключен очень важный механизм защиты прав граждан, а Конституционный суд становится бутафорским.
 
…Да, президент как бы передал некоторые полномочия парламенту, но эта потеря с лихвой компенсирована. В новую редакцию Конституции включено абсолютное вето. Если президент в течение одного месяца не подписал принятый парламентом закон и не вернул его со своими возражениями, то закон считается отклоненным. Если же он вернул закон со своими возражениями в ЖК, а депутаты в течение месяца его не рассмотрели, то закон считается принятым с учетом возражений президента. Это значит, что законодательная власть фактически сосредоточится в руках одного человека — президента.
 
…Депутатов теперь будет 75. И ни один депутат из них не будет избран по партийным спискам. А выборы по такой системе очень удобны: власть на местах сделает в округах все, чтобы прошли ставленники «Белого дома». Президент получит абсолютно зависимый и почти бесправный парламент. Причем отправить его в отставку он сможет элементарно — по результатам референдума; если Жогорку Кенеш трижды не согласится с предложенной кандидатурой премьер–министра; из–за кризиса, вызванного непреодолимыми противоречиями парламента с другими ветвями государственной власти. Если парламент выразит недоверие правительству, то президент сам будет решать, отправить в отставку правительство или распустить парламент. Жогорку Кенешу воспрещается создавать более семи комитетов. Если депутат по неудовлетворительным причинам будет систематически отсутствовать на заседаниях, он лишается мандата…
 
…Против подобной нормы как раз возражает Чолпон Баекова, считает ее покушением на конституционное право граждан. Это императивное право народа — избирать и лишать мандата своего избранника. Кроме того, депутат не имеет права уклоняться от голосования. Он будет как привязанная корова. Сколько раз за прошедшие годы депутаты в знак протеста покидали зал заседаний. А теперь они имеют шанс лишиться за это мандата. Сейчас исполнительные органы обязаны отвечать на запрос депутата в течение 10 дней, в будущем этот срок растянется до месяца. Значит, фактически исчезает возможность оказать избирателям необходимую помощь или пресечь неправильные действия чиновников. То, что преподносилось как усиление полномочий парламента, на деле оборачивается полным бесправием…
 
…В соответствии со статьей 53 экс–президент обладает неприкосновенностью, причем абсолютной. Этот статус распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему архивы, имущество, багаж и на его переписку…
 
…Это будет белое пятно в истории Кыргызстана. Причем если депутат будет задержан во время совершения преступления, он теряет статус неприкосновенности. А экс–президент никогда и ни при каких условиях не теряет: «Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу либо личному досмотру». То есть он ни за что не отвечает. Априори безгрешен, как ангел, и народ должен лелеять его до конца дней. Причем сам экс–президент, его супруга, несовершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении, будут содержаться за счет бюджета.
 
…Вот такая у нас интересная демократия — демократия по–акаевски. Вы посмотрите, какие полномочия добавлены президенту в обход Конституционного совещания. В новой редакции значится: «Образует и упраздняет исполнительные органы, не входящие в состав правительства» — пункт 10 статьи 46. То есть может создавать любые структуры при президенте КР. Пункт 11 той же статьи: «По консультации с премьер–министром Кыргызской Республики утверждает единую систему подготовки и подбора кадров для органов, содержащихся за счет государственного бюджета, финансирования государственных органов и оплаты труда государственных служащих». Мы на Конституционном совещании говорили, что президент не должен назначать и снимать президентов государственных акционерных обществ и концернов, редакторов «Кыргыз туусу» и «Слова Кыргызстана» или президента КТР. Это не делает чести главе государства. Но именно такое право подтверждает последний пункт…
 
…Второй вопрос внесен как бы для международной общественности, чтобы продемонстрировать уважение президентом мнения народа. Но если смотреть глубже, это просто страховочный вариант. Потому что если народ проголосует в целом за внесение опубликованных 14 января поправок в Конституцию, то тем самым уже одобрит пребывание на посту Аскара Акаева до конца нынешнего президентского срока. Ведь согласно разделу III главы VIII президент КР сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран.
 
…Две фракции — «Коммунисты Кыргызстана» и «Кыргызстан» — обсудят проект Закона «О новой редакции Конституции КР» и выскажут свое отношение к нему. Нельзя допустить, чтобы на референдум был вынесен этот вариант.
 
Если же на всеобщее обсуждение вынесут именно эту редакцию, то уже нельзя будет обвинять во всем депутатов или журналистов и оправдываться тем, что люди чего–то не знали, не поняли или что власть заставила их проголосовать так, как ей угодно. Историческая ответственность лежит на народе Кыргызстана. Как он решит, так и будет.
 
ЦентрАзия, 15 января 2003