1

[26.07.2ОО3] Китай, Кыргызстан, Узбекистан в конце 2003 года объявят о строительстве железной дороги

«В настоящее время китайский проектный институт почти закончил чистовой вариант проекта кыргызского участка дороги, где будет и финансовая модель привлечения денег на строительство, с рекомендациями Китая организациям-донорам. Проект будет рассмотрен правительствами трех государств и утвержден, после чего он станет важным политическим документом, фундаментом для подписания трехстороннего соглашения о строительстве дороги. Тогда и будет объявлено миру, что Китай, Кыргызстан, Узбекистан начинают строить дорогу. Мы планируем закончить эту подготовительную работу, включая рассмотрение в правительстве и парламенте, до конца 2003 года. После подписания соглашения делается полное ТЭО, в деталях, и вот тогда начнется непосредственно само строительство», сообщил гендиректор Госдирекции по строительству магистральных железных дорог при министерстве транспорта и коммуникаций КР Эркинбек Масадыков.
 
По его словам, предварительная стоимость дороги, по расчетам кыргызской и китайской сторон, составит 1,2-1,5 млрд. долларов. Но есть и возможность удешевить строительство – например, использовать местные ресурсы — стройматериалы, рабочую силу, ГСМ, транспорт. Соответственно, снизятся и транспортные расходы. В результате возможно минимизировать стоимость дороги до 800 млн. – 1 млрд. долл. Средства будут получены от доноров, заинтересованных в реализации проекта.
 
При сложившемся уровне тарифов можно ожидать, что республика будет получать прибыль около 200-250 млн. долларов в год только за транзит товаров по территории Кыргызстана. Кроме того, при строительстве и эксплуатации дороги будут созданы тысячи новых рабочих мест для кыргызстанцев, а также республика получит выгоду от использования местных ресурсов, развития придорожной торговли.
 
Кыргызско-китайско-узбекская железная дорога соединит Китай и Юго-Восточную Азию со странами Европы, Турцией, Ближним Востоком и Персидским заливом. На территории Узбекистана дорога доведена до Андижана-Карасу, на китайской территории – от г. Урумчи до Кашгара. По территории Кыргызстана через г. Ош надо будет построить отрезок в 250-260 км, чтобы замкнулась трансконтинентальная магистраль. Вначале это будет одна ветка с четырьмя крупными станциями и 11-ю разъездами. Она пройдет с запада на восток кыргызской территории. Но в проекте также и строительство дороги Балыкчи-Кара-Кече-Арпа, которая соединит север с югом. Разработанная Концепция развития железных дорог в Кыргызстане включает в себя все дороги, которые соединят республику с большим миром.
 
КНИА «Кабар», 26 июля 2003