1

Динара Мусабекова: «Мы активно координируем наши программы с донорским обществом, действующим в КР, и работаем в прямом партнерстве со многими из них»

Динара Мусабекова: «Мы активно координируем наши программы с донорским обществом, действующим в КР, и работаем в прямом партнерстве со многими из них»

19.06.2013

«Мы убеждены, что установление доверия, сотрудничества и  внедрение социального договора на местном уровне необходимо для того, чтобы улучшить отношения между гражданами и правительством, а также изменить культуру обслуживания поставщиков и получателей», — сказала в интервью IPP Динара Мусабекова, исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии, Кыргызстан, Бишкек.

IPP: Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности вашей организации в настоящее время.


 Динара Мусабекова: Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), основанный в 2005 году, является одной из ведущих местных НПО в Кыргызстане. До 2005 года организация функционировала под эгидой Фонда Евразия – некоммерческого фонда США, инвестировавшего более 50 миллионов долларов в Центральную Азию с 1993 года. ФЕЦА имеет два постоянных офиса по управлению проектами в Кыргызстане, расположенных в городах Бишкек и Ош, а также  представительства в Казахстане и Таджикистане.


ФЕЦА имеет комбинированный штат, состоящий более чем из 30 сотрудников, в том числе руководителей проекта с опытом реформирования местного управления и подотчетности, совершенствования государственных услуг, укрепления доверия и диалога в добывающем секторе, предотвращения и урегулирования конфликтов, а также менеджеров по грантам и контрактам и финансовых менеджеров. Наша миссия заключается в мобилизации государственных и частных ресурсов для того, чтобы помочь гражданам внести вклад в построение собственного будущего посредством укрепления их общины, участия в управлении и повышения гражданского и экономического благосостояния. Мы реализуем программы в следующих основных областях:


 


  1. Демократическое местное управление и подотчетность.
  2. Укрепление потенциала гражданского общества.
  3. Развитие молодежи, образование и расширение прав и возможностей.
  4. Поддержка уязвимых групп населения, в частности ЛСОВЗ (люди с ограниченными возможностями здоровья).
  5. Корпоративная социальная ответственность и прозрачность.
  6. Верховенство права и доступ к правосудию.
  7. Предотвращение конфликтов и управление ими.

 


IPP: В каком формате вы осуществляете взаимодействие с государственными структурами? С гражданским сектором?


 


Динара Мусабекова: ФЕЦА уже более пяти  лет реализует программы по улучшению государственной собственности и участию граждан в развитии Кыргызстана, и мы считаем, что данная работа необходима, как никогда раньше. Мы убеждены, что установление доверия, сотрудничества и  внедрение социального договора на местном уровне необходимо для того, чтобы улучшить отношения между гражданами и правительством, а также изменить культуру обслуживания поставщиков и получателей. Именно поэтому мы повышаем потенциал и прозрачность органов местного самоуправления, повышаем осведомленность граждан и помогаем им участвовать в местном самоуправлении, а также оказываем содействие сотрудничеству между гражданами и местными органами власти в предоставлении услуг на местном уровне и реализуем проекты развития.


 


В рамках проектов, финансируемых ЕС, ФЕЦА осуществил местные информационно-пропагандистские кампании и провел информационные сессии в Иссык-Кульской и Нарынской областях для повышения осведомленности граждан об их демократических правах на участие в местном самоуправлении. Это привело к активизации жителей айыльных кенешей при проведении выборного процесса, а также к их активному и продуктивному участию в бюджетных слушаниях. Используя международных и национальных консультантов, ФЕЦА выпустил информационные материалы о местных процессах управления и прозрачности. Они были направлены сотрудникам айыл окмоту и членам айыльных кенешей, общественным группам и местным жителям. Разработанные ресурсы включают в себя учебные программы, пособия и материалы, целевые пособия, листовки и плакаты, объясняющие то, как граждане могут участвовать в принятии решений на местном уровне, улучшении качества услуг. ФЕЦА также выпустил фильмы, рассказывающие о  достижениях и передовом опыте населения.


 


Благодаря своему амбициозному проекту Local Transparency and Cooperation Initiative, финансируемому USAID, ФЕЦА повышает уровень осведомленности и потенциала граждан в целях мониторинга предоставления государственных услуг на местном уровне, а также укрепления сотрудничества между неформальными организациями гражданского общества и органами местного самоуправления для улучшения приоритетов и инвестиций в данные услуги по всей стране.


 


Мы предлагаем целостную концепцию, которая позволит гражданам принимать участие во всех этапах цикла планирования, осуществления, мониторинга и обзора местного самоуправления. ФЕЦА содействует расширению права и возможности граждан внедрять их проблемы и вопросы в практику и процессы управляющей компании и МСУ и направляет свою деятельность на достижение ощутимых выгод за счет более активного взаимодействия правообладателей с официальными лицами. Это является естественным продолжением нашей предыдущей работы в Кыргызстане и основывается на уроках и наилучшей практике, которые мы получили на местах.


 


IPP: Каковы процедуры мониторинга эффективности проектов, использования средств?


Динара Мусабекова: Общее управление осуществляется международным Попечительским советом, который состоит из 11 членов и несет ответственность за всех трех юридических лиц в ФЕЦА, зарегистрированных в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Это постоянно действующий орган, который  осуществляет надзор за деятельностью Фонда, использованием денежных средств и соблюдением законов Кыргызской Республики. Совет собирается не реже двух раз в год. Его основными задачами являются надзор за Фондом в соответствии с уставными целями Фонда, утверждение стратегического плана для Фонда, утверждение приоритетных направлений деятельности Фонда, утверждение годового бюджета, финансовое планирование.


 


Мы активно координируем наши программы с донорским обществом, действующим в Кыргызстане, и работаем в прямом партнерстве со многими из них. Наши текущие или недавние двусторонние и институциональные доноры включают USAID, ЕС, ОБСЕ, Всемирный банк, Фонд «Сорос-Кыргызстан», правительства Великобритании, Швейцарии, Германии, Нидерландов, Норвегии, Дании и Финляндии, а также корпоративный сектор. Мы осведомлены о деятельности других участников в стране, в том числе в области управления и реформирования управления государственных услуг, с помощью нашего членства и руководства форумов координации секторов.


 


ФЕЦА имеет успешный опыт управления сложными многолетними проектами в разных местностях с командами грантополучателей и консультантов. Мы реализуем одновременно 10-15 проектов в стране в широком диапазоне секторов по всем семи направлениям. Использование нашего постоянного штата сотрудников в двух офисах, сети консультантов и экспертов, а также общинных активистов, нанятых в целевых областях проекта, дает нам возможность эффективного и полномочного осуществления программ на национальном, провинциальном и низовом общинном уровнях.


 


Во всех своих проектах ФЕЦА высоко ценит прозрачность, применяет строгий финансовый и административный контроль и требует того же от своих партнеров. ФЕЦА имеет хорошо развитые возможности для внутреннего мониторинга и оценки проектов и услуг, а также опыт подготовки описательных и финансовых докладов в соответствии с требованиями доноров.


 


Для обеспечения прозрачной и регулярной отчетности перед целевыми группами и обществом в целом ФЕЦА ежегодно выпускает годовые финансовый и аналитический отчеты о результатах своей работы.


 


IPP: Не секрет, что зачастую деятельность международных организаций подвергается критике со стороны общественности. На ваш взгляд, насколько она обоснована?


 


Динара Мусабекова: Я бы изменила суть вопроса и сместила бы фокус с международных организаций на неправительственные организации в КР. Большая проблема НПО в КР – отсутствие этических принципов, стандартов этического поведения членов общественных организаций по отношению к целевым группам: международным организациям и донорам, государственным органам, между общественными организациями, а также по отношению к обществу в целом. Декларация этических принципов и стандарты этического поведения задают нравственные ориентиры в реализации поставленных целей и задач.


 


Общественные организации обязаны соблюдать принципы социальной справедливости, прав человека, солидарности, честности, открытости и прозрачности, профессионализма, партнерства и справедливой конкуренции, уважения авторских прав, равноправного и справедливого использования  интеллектуального и экспертного потенциала партнеров в реализации программ и проектов в интересах развития страны.


 


Как правило, деятельность общественной организации направлена на изменения в обществе, поэтому требует взвешенного подхода и точного выбора ценностных приоритетов, которые позволят избежать смешения мотивов или недостаточной четкости мотивов действий и последствий этих действий. Общественные организации должны четко понимать, в чьих интересах они действуют и до какой степени эта роль приемлема по отношению к этическим принципам.


 


Когда принятие этически оправданного решения находится в конфликте с:


  • правами и интересами целевой группы, а также правами других членов общества;
  • сиюминутными выгодами общественной организации;
  • интересами сотрудников и членов общественной организации;
  • интересами другой общественной организации;
  • политикой властей;
  • политикой финансирующей организации;
  • деятельностью политических партий;
  • деятельностью международных организаций и международных доноров,

тогда это приводит к искаженному восприятию проблемы и ее решению в последующем.


 


Необходимо обсуждать и решать этические проблемы, как на уровне своих организаций, так и в сообществе общественных организаций. Такие форумы должны дать возможность отдельным членам общественных организаций обсуждать, анализировать и решать этические проблемы в сотрудничестве с партнерами, донорами, другими экспертными группами и сторонами в рамках конкретной проблемы. Анализ и обсуждение этических проблем всегда должны быть направлены на поиск новых возможностей и позитивное решение проблемы в интересах целевых групп и имиджа общественных и международных организаций.


 


IPP: Как, на ваш взгляд, сформировать адекватное отношение к деятельности международных организаций?


 


Динара Мусабекова: В первую очередь, международные организации должны научиться работать на основе уважения ценностей и согласования приоритетов Кыргызстана, устанавливать равноправные и партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами для решения конкретной проблемы, согласовывать позиции со всеми участниками процесса, исходя из реальных потребностей целевых групп, влиять и продвигать международные стандарты с учетом национальных особенностей и интересов страны, и целевых групп.


 


Следование четырем перечисленным принципам поможет координации интересов всех сторон и достижению максимального результата в совместной работе.


 


Анна Капушенко

Вернуться на главную / Версия для печати