5.3 Казахстан

image_pdfimage_print
С момента получения независимости экономические реформы в Казахстане были типичными для большинства постсоветских республик и имели схожие результаты. В 1997 году доходы бюджета составляли 13,3% ВВП,  налоговые поступления 12% ВВП, а дефицит 6,9% ВВП. Падение мировых цен на нефть и вспышка российского кризиса в 1998 году дополнительно усложнили ситуацию. Очередная стадия реформ началась еще в 1998 году, когда была изменена пенсионная система. Старая, традиционная пенсионная система была отменена и накопленная задолженность по пенсиям превратилась в обязательства государственного бюджета. Вместо нее была создана новая пенсионная система, основанная на обязательных накопительных отчислениях в размере 10% от заработной платы, вкладываемых в частные фонды, и был сохранен социальный налог со ставкой 21% от доходов, с целью обеспечения выплат для сегодняшних пенсионеров и для гарантированного минимального размера будущих пенсий. Эти отчисления исключаются из налогооблагаемой базы при исчислении подоходного налога. Однако с выходом на пенсию доходы, полученные из частных пенсионных фондов, облагаются подоходным налогом.
Реформы налоговой системы начались в 1999 году.

¨      В апреле 1999 года была изменена шкала подоходного налога. Количество диапазонов на ней уменьшилось с 6 до 4. Новые ставки налога были установлены на уровне 5%, 10%, 20% и 30%. По самой высокой ставке облагаются годовые доходы, превышающие 37 тыс. долларов США.

¨      В июле 2000 года введена единая ставка НДС на уровне 16% (вместо 10% и 20%).

¨      Введен принцип назначения НДС в торговле со странами СНГ (кроме энергоносителей).

¨      Возросли возмещения, связанные с нулевой ставкой НДС. В случае нарушения правил поставщиками суммы этих возмещений возвращаются в бюджет.

¨       Для предотвращения занижения цен импортных товаров были рассчитаны нормативные цены, для целей налогообложения используется максимальная цена из нормативной и декларированной импортером.

¨      Акцизы, таможенные пошлины и платежи были включены в стоимость налогооблагаемого оборота и налогооблагаемого импорта.

¨      В случае поставок электроэнергии акцизом облагается вся поставка, независимо от того, заплатил ли за нее потребитель, то есть дебиторская задолженность тоже подлежит обложению.

¨      Введен налог на имущество со ставкой 1%.

¨      Более высокие ставки земельного налога были введены для приусадебных участков, огородов и дач в населенных пунктах.

¨      Введены более высокие ставки налога на транспортные средства, зависящие от размера двигателя. Специальные повышающие коэффициенты предусмотрены для машин высокого класса.

¨      В 2000 году были отменены вычеты по налогу на прибыль при покупке технологического оборудования и увеличении основного капитала за счет приобретения основных средств.

¨      В 2000 году президент Назарбаев подписал указ о правилах, регулирующих предоставление льгот инвесторам, вкладывающих деньги в приоритетные сектора экономики. В соответствии с данным указом, льготы предоставляются в момент подписания инвестиционного соглашения.  Данные льготы предполагают освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество и освобождения от налога с прибыли на пять период пяти лет с момента получения первого дохода, но не более восьми лет с момента подписания соглашения.

Трудно однозначно оценить результаты реформ в Казахстане. В 2000 году доходы государственного бюджета возросли на 33% в реальном выражении и достигли 21,9% ВВП. Данный рост обеспечивался в основном налогом на прибыль, который возрос с 2,7% ВВП в 1999 году до 6,3% ВВП в 2000. Однако увеличение сборов по налогу на прибыль может объясняться не только реформами в области налогообложения и администрирования, но и следующими причинами:

¨      значительным ростом экспортных цен на сырье;

¨      расширением налогооблагаемой базы данного налога за счет 5-10 кратного (!) увеличения числа компаний, занятых в разработке и добыче сырья.

Налоговые доходы казахского бюджета от нефтяной отрасли возросли с  5% общих доходов в 1999 г. до 25% в 2001 г. Чувствительность бюджета к изменению мировых цен на нефть составила в 2000 году 0,4% ВВП прироста доходов при увеличении мировых цен на нефть на 1$ за баррель.  На период 2002-2005 гг. прогнозируется увеличение добычи сырой нефти на 65%, что еще больше усилит зависимость казахского бюджета от нефтяных доходов.  
Несмотря на стабильный рост номинальных доходов населения в течение двух последних лет, уровень сборов подоходного налога остался на низком уровне (около 2% ВВП).  Аналогичная картина наблюдается в системе сборов социальных взносов.
Реальные сборы НДС выросли, но в основном за счет НДС на импорт, объемы которого значительно увеличились.
Довольно слабо продвигается реформа таможенного администрирования так же, как и программа роста эффективности сбора акцизов на нефтяные продукты.
В заключение следует особо подчеркнуть внушительный прогресс в реформировании системы казначейства, которая, несмотря на большое перевыполнение прошлогоднего бюджетного плана по доходам, сумела обеспечить большой порядок в исполнении бюджета.
По-видимому, еще слишком рано формулировать какие-либо выводы о налоговых реформах в Казахстане. Очевидно, что разница в структуре экономик Казахстана и Кыргызстана, а особенно в обеспеченности сырьевыми ресурсами, не позволяет полностью повторить казахские реформы, даже если бы они были признаны очень успешными. Для Кыргызстана не рекомендуется проводить политику импортозамещения и вводить льготы для некоторых отраслей экономики и отдельных инвесторов. Система подоходного налога с 4 ставками слишком сложна. Однако, опыт Казахстана, связанный с введением налога на имущество, модернизацией системы казначейства и реформой пенсионной системы, заслуживает серьезного рассмотрения.