Развитие сельского хозяйства и переработки

image_pdfimage_print
1.    Аграрный сектор был и остаётся ключевым в обеспечении продовольственной безопасности страны и занятости населения, численность которого достигла 65% или 951 тыс. чел. от общей численности занятых в стране. Кроме того, в этом секторе экономики формируется почти одна треть добавленной стоимости ВВП, что позволяет обеспечить промышленные предприятия сырьевыми ресурсами, а население — продуктами питания. Более того, на территориях сельскохозяйственного направления развития проживают наименее обеспеченные слои населения, доля которых составляет 76% от общей численности бедного населения страны. Исходя из этих критериев, несмотря на низкий уровень налоговых поступлений (3,5%-4% от общего объёма), этот сектор экономики в данной стратегии намечен, как один из основных приоритетов стратегии.
 
2.    В ходе реформирования аграрного сектора было создано более 286 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, около 1200 различных объединений и кооперативов. В конституционном порядке была введена частная собственность на землю, принят Закон «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения». Основными производителями стали крестьянские и фермерские хозяйства. Свыше 95 процентов продукции сельского хозяйства производится в частном секторе. Доля крестьянских и фермерских хозяйств достигла свыше 44 процентов.
3.    Основным достижением аграрно–земельной реформы стало формирование частной формы собственности на уровне 98%, включая передачу земли в частные руки. Концентрация реформ на формировании рынка земли в последние годы открыло перспективы для бедной части сельского населения, поскольку дает возможность доступа к кредитным ресурсам, используя землю в качестве залогового имущества. Для эффективного и своевременного завершения аграрной и земельной реформы утверждена Концепция аграрной политики Кыргызской Республики до 2010 года.
4.    Однако, низкий уровень жизни сельского населения стал причиной для миграционного оттока населения из сельской местности в города страны и за её пределы. Для преодоления этой тенденции и обеспечения относительно равномерного развития всех территорий страны разработана «Концепция развития села», которая как раз направлена на сдерживание оттока трудовых ресурсов из села и которая должна стать действенной составляющей настоящей стратегии.
5.    Сложное финансовое положение сельского товаропроизводителя продолжает оставаться препятствием для полноценного развития аграрного сектора. Наличие большой доли мелких хозяйств, снижение уровня управленческой квалификации на селе, доминирование примитивных способов и методов ведения хозяйства стали причиной ухудшения состояния дел в аграрном секторе.
6.    Поддержка беднейшей части фермеров и крестьян осуществляется через выделение семян, материально-технических ресурсов, товарных кредитов и грантов. В бюджете ежегодно предусматриваются средства для ремонта и восстановления водохозяйственных объектов, защиты и карантина растений, улучшения эпизоотологической обстановки. Из–за бюджетных ограничений объём выделяемых из бюджета средств составляет только 30-40% от потребности. Поэтому, в развитии этого сектора   преобладает экстенсивный способ, при котором истощается естественное плодородие почв, потенциал животноводства и другие производительные силы. В результате, сельскохозяйственное производство страны стало мелкотоварным и низкодоходным.
7.    Положительное воздействие на улучшение доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам оказало развитие сети учреждений микрокредитования. Только в рамках одного проекта «Сельские финансовые институты» сегодня действуют 317 кредитных союзов, которые объединяют более 28 тыс. участников.
8.    С учетом ограниченности внутренних источников финансирования аграрного сектора возрастали объёмы внешней помощи. Оценка распределения совокупной внешней помощи стране показала, что наибольший её удельный вес (18,6%) направляется на сельское развитие. В течение последних трех лет в сельское хозяйство инвестировалось по 385 млн. сом в среднем за год. Для поддержки сельского хозяйства реализуются такие проекы, как: (I) Поддержка вспомогательных сельскохозяйственных услуг; (II) Реабилитация ирригационных систем; (III) Региональное развитие сельского хозяйства; (IY) Агробизнес и маркетинг; (Y) Внутрихозяйственное орошение; (YI) Региональное развитие сельского хозяйства и другие.
9.    Сложной продолжает оставаться ценовая политика на продукцию аграрного сектора. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Отсутствие качественных преимуществ сельскохозяйственной продукции затрудняет её сбыт. Кроме того, негативное влияние на экспорт этой продукции оказывают межрегиональные торговые барьеры (особенно с соседними государствами), высокая стоимость внутренних международных перевозок и дорожных сборов, а также незаконные «поборы» как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому, разработка действенных мер регуляторной политики взамен устаревших методов регулирования развитием аграрного сектора станет одной из основных задач в ходе реализации данной стратегии.
10.    Приоритетность развития аграрного сектора обусловлена его непосредственным воздействием на развитие отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, придание ускорения развитию этой отрасли повлечёт за собой более высокий спрос на продукцию сельского хозяйства, создавая предпосылки для роста производства в этом секторе. Принимая во внимание такую тесную зависимость, агропромышленный сектор в стратегии выделяется как единое приоритетное направление развития страны.
11.    Стратегия развития агропромышленного сектора будет направлена на сокращение бедности сельского населения через укрепление рыночных отношений в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и роста доходов крестьян и фермеров при поддержании здоровой экологической среды. Средний прирост производства в аграрном секторе прогнозируется не ниже 4% в среднем за год. Основные усилия будут направлены на решение таких задач, как: (I) укрепление фермерских хозяйств через эффективную земельно-аграрную реформу; (II) реформа водного хозяйства; (III) выход на устойчивые рынки сбыта через создание сельскохозяйственных коопераций; (IY) дерегулирование продовольственного рынка; (Y) увеличение объема переработки с 12% до 20% и экспорта – с 9% до 15% от общего объёма производства продукции сельского хозяйства; (YI) расширение сельского кредитования и упрощение доступа к кредитным ресурсам; (YII) развитие вспомогательных сельскохозяйственных услуг; (YIII) совершенствование нормативно- законодательной базы.
12.    Ключевым направлением аграрно-земельной реформ станет формирование устойчивого рынка земли, включая оптимизацию размеров земельных наделов и повышение эффективности их обработки. В использовании земель будут ускоренно развиваться рыночные отношения. Намечено внедрение ипотечного кредитования на селе, где основным залоговым имуществом будет выступать земля.
13.    На втором этапе аграрно-земельной реформы намечено завершение структурных преобразований хозяйств в аграрном секторе. Будет взят курс на создание укрупнённых кооперативных форм хозяйствования, поскольку практика показала, что мелкие крестьянские хозяйства малоэффективны и не в состоянии применять высокие технологии производства. За основу будет принят добровольный формат объединения в кооперативные хозяйства при сохранении за каждым членом объёдинённого хозяйства права собственности на долю земли и других средств производства. В основном, кооперативные объединения охватят сферу вспомогательных услуг, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
14.    Стратегия растениеводстводческой отрасли аграрного сектора будет направлена на увеличение производства продукции за счет повышения урожайности при сокращении посевных площадей под зерновые культуры. В производстве сахарной свеклы, напротив, будут увеличены посевные площади. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур будет осуществляться через передачу производства семян частному сектору. Удельный вес государственных семеноводческих хозяйств  сократиться до 10%.
15.    Животноводство является традиционной отраслью аграрного сектора. Стратегия его развития будет направлена на увеличение поголовья и улучшение породного состава. Для этого намечено преобразовать государственные племенные заводы в частные фермерские племенные хозяйства. Будут восстанавливаться племенные центры, а также развиваться традиционное тонкорунное овцеводство с приоритетом мясного направления.
16.    Расширенная сеть консультационных служб, созданных при поддержке международных донорских организаций, будет работать в направлении оказания образовательных, консультационных и информационных услуг сельскохозяйственным производителям. Фермеры и сельские жители, особенно их бедные слои, будут поддерживаться путем предоставления им на местах прикладных знаний по агротехнике, технологии производства, агробизнесу, сельскому ремеслу. Будет усовершенствована работа Кыргызской аграрной рыночной информационной системы (КАРИС) для представления крестьянским и фермерским организациям своевременной информации. Для улучшения вспомогательных услуг будут развиваться агрохимические и агротехнические сервисные службы, налаживаться свободная продажа минеральных удобрений, ядохимикатов и пестицидов, сельскохозяйственного инвентаря и запасных частей к сельскохозяйственной технике.
17.    Будет внедряться корпоративное управление водохозяйственными системами, основанное на создании ассоциаций независимых субъектов водопользования. Большинство основных фондов водохозяйственной инфраструктуры, за исключением сооружений стратегического значения, намечено передать в собственность и управление водопользователям частного сектора. Будет продолжено формирование развитой структуры ассоциаций водопользователей через  их создание во всех сельских управах и передаче им всей внутрихозяйственной оросительной сети.
18.    Для упрощения доступности сельского кредитования на базе Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации (КСФК) намечено создать государственный Сельский Банк, ОАО «Айылбанк». Также будет рассмотрена возможность создания государственного банка для поддержания устойчивого развития сельского хозяйства. Для обучения менеджеров в агропромышленном секторе будут использованы средства по проектам, финансируемым Всемирным Банком и Азиатским Банком Развития («Сельскохозяйственный маркетинг», «Развитие агробизнеса», «Региональное развитие сельского хозяйства»).
 
19.    В перерабатывающей отрасли будет осуществляться модернизация предприятий, создаваться вертикально интегрированные структуры с объединением интересов производителей сельскохозяйственного сырья и переработчиков. Роль государства будет заключаться в создании эффективных механизмов регуляторной политики, привлекательных для инвесторов. Отрасль по переработке сельхозпродукции является одной из самых значимых в промышленности с удельным весом на уровне 14%. В отрасли занято около 50 тыс. человек. В последние годы эта отрасль устойчиво развивалась с темпом роста более 6% в год. В структуре отрасли только алкогольное производство обеспечивает более 7% всех налогов на внутреннее производство. Другими значимыми направлениями перерабатывающей отрасли являются сахарное производство и производство по переработке хлопка, плодоовощной, молочной продукции и др.
20.    Прогнозируется, что ежегодный прирост производства продукции перерабатывающей отрасли составит до 7% в среднем за год. Одним из основных направлений производства останется высокодоходная алкогольная отрасль, производство которой будет расти за счёт снижения контрабанды в этой отрасли и теневой деятельности. Будет упорядочена реализация алкогольной продукции, ужесточена уголовная и административная ответственность хозсубъектов за нарушения и производство нелегальной продукции. Намечено расширение переработки плодоовощной продукции за счёт запуска линий по производству плодоовощных консервов, соков, вин и других видов продукции. Возрастёт производство сахарной, табачной продукции и продукции хлопкоперерабатывающих предприятий за счёт стимулирования сельскохозяйственных производителей. Производство молочной продукции с учётом возрастающего спроса увеличится за счёт расширения экспорта в соседние страны. Улучшение доступности к кредитным ресурсам позволит предприятиям — экспортёрам инвестировать на техническое перевооружение предприятий для повышения качества производимой продукции. По вопросам сбыта и экспорта продукции агропромышленного сектора будет проводиться согласованная политика в сфере производства, ценообразования и инвестиций, установления кооперационных связей и формирования равноправных экономических отношений между сельскими производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции.
21.    Для формирования целостной системы аграрного законодательства намечено разработать ряд законов, которые позволят устранить пробелы и противоречивость действующего законодательства, включая такие законы, как: «О развитии сельского хозяйства»; «Об оптовых рынках», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций»; «О сельскохозяйственном банке»; «О внесении дополнений и изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)»; закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; закон «О страховании в сельском хозяйстве»; закон «О порядке, условиях установления и взимания платы за пользование водными объектами и водными ресурсами»; закон «Об установлении тарифов за услуги по подаче поливной воды» и другие.