1. Социально-политическая стабильность

image_pdfimage_print
1.    Необходимым условием экономического развития любого общества является социально-политическая стабильность.  Для Кыргызстана вопрос стабильности с особой остротой встал после событий 24 марта 2005 года, когда пал прежний режим и  новая власть взяла курс на укрепление государственных институтов. В этих условиях новые демократические технологии выражения народного недовольства в виде митингов и пикетов стали инструментом, реально дестабилизирующим социально-политическую ситуацию. Зачастую такие акции проводятся в нарушение существующего законодательства с нарушением прав отдельных групп общества, что в целом негативно отражается на развитии экономики страны. Наиболее  отрицательный эффект несанкционированных митингов и пикетов – укрепление в сознании людей вседозволенности. Безусловно, митинги – это демократический механизм волеизлияния людей, с помощью которого гражданское общество может оказывать влияние на принятие решений властью, когда другие методы не срабатывают. В то же время, необходимы законодательно оформленные процедуры, обеспечивающие защиту общества от угрозы потери стабильности в ходе таких митингов. Необходимо предусмотреть персональную ответственность политиков, политических партий и движений, отдельных граждан за проведение несанкционированных митингов и пикетов, а также в случае, когда такие акции могут нарушать права других людей, наносить вред экономической деятельности, дестабилизировать ситуацию в стране.
 
2.    На стабильность развития общества оказывают влияние также факторы этнического характера. Отдельные политические силы пытаются использовать и этот фактор при решении частных проблем, а в отдельных случаях, для дестабилизации положения в стране в целом. Межэтническое, межнациональное согласие – главное условие стабильности в многонациональном государстве. Различный доступ к финансовым и экономическим ресурсам, перекосы в кадровой политике, недостаточность поливных сельскохозяйственных земель, в особенности, в Ферганской долине, социальный дисбаланс, нерешенность национальных,  культурных и образовательных проблем – все эти аспекты являются факторами риска для разгорания этнических конфликтов. Поэтому, со стороны Правительства должна прозвучать четкая этническая политика государства, в которой будут отражены все накопившиеся проблемы и предлагаемые пути их решения.
    Необходимо беспощадно карать безответственных политиков и граждан, разжигающих межнациональную рознь. Государственные институты должны разработать конкретные программы действий, направленные на развитие межнационального согласия. Надо предусмотреть уголовную ответственность государственных служащих в случае, если они своими действиями и используя служебное положение, наносят вред межэтническим отношениям.
 
3.    В последние годы в Кыргызстане наблюдается существенный откат в ключевых аспектах гендерной политики. Сегодня в стране актуализирован не только вопрос участия женщин в государственном управлении, речь идет о наличии реальной угрозы потерять достижения эмансипации советского периода. Усиливающаяся исламизация, возрождение патриархальных ценностей оказывают негативное влияние на положение женщин.  Попытке консервативных политических сил свернуть политику достижения гендерного равенства, укрепить патриархальные ценности и роли, завуалировать вклад женщин в развитие общества и государства, важно противопоставить новые стратегии, направленные на преодоление сложившейся гендерной ассиметрии в управлении и сфере принятия решений, на реализацию политики равных прав и возможностей.
 
4.    Развитие трайбализма и регионализма в последние годы не может не настораживать наше общество. Непоправимый вред наносится ещё более, когда трайбализм и регионализм начинают влиять на общественную жизнь. В конечном итоге, такая тенденция может привести к расколу кыргызского общества. Невозможно замалчивать или умалять данную проблему. Традиционные подходы в этих вопросах не только не дают результатов, но и приводят к росту двойной морали. В конечном итоге, трайбалистские и региональные подходы ведут к снижению профессионализма в государственном управлении и ухудшению конкурентоспособности страны, а также являются угрозой внутренней стабильности общества. Правительство в рамках стратегии намерено разработать конкретную программу действий, направленную на борьбу с трайбализмом и регионализмом.