Перспективы развития горнопромышленного комплекса на 2009-2011 гг.

image_pdfimage_print
292.     Политика и меры. Государственная политика в сфере недропользования будет строиться на основе поддержания баланса интересов государства и горного бизнеса. Базовым принципом политики должно стать создание условий для всемерного развития частной инициативы. Правительство полностью возлагает миссию развития горной промышленности на частный сектор, который должен принять на себя коммерческие риски через обеспечение финансовыми и человеческими ресурсами в рамках простых, четких и прозрачных правил, сформулированных законодательством о недропользовании.
293.     Соответственно, Правительство возлагает на себя фундаментальную миссию: создать благоприятную среду для инвестиций, определить стимулирующую, юридическую и институциональную основу и обеспечить ее применение в целях развития горного сектора экономики. Учитывая высокую капиталоемкость горнодобывающих проектов и дефицит внутренних финансовых ресурсов, политика будет ориентирована на активное привлечение иностранных инвестиций.
294.     В рамках реализации политики, в первую очередь, требуется реконструкция регулятивной базы, которая не стимулирует приток инвестиций в горнодобывающую отрасль. Правительство намерено либерализовать условия горного бизнеса, снизить чрезмерные контрольные функции государства путем замены административного контроля более действенными рыночными (экономическими) регуляторами, установить возможность аннулирования прав на разработку месторождений только по решению судов, обеспечить постепенный переход от административно-правового управления к гражданско-правовому регулированию.
295.     В контрольной политике государства над недропользованием будет осуществляться нормативный подход с ясными, четко сформулированными нормами и критериями.
296.     Намечено осуществить следующие меры и реформы:
(i) принятие в новой редакции Закона Кыргызской Республики «О недрах» и Налогового кодекса;
(ii) разработка Закона «О горной концессии в Кыргызской Республике» и внесение дополнений и изменений в Закон «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» и др., устраняющих все барьеры, сдерживающие развитие горного бизнеса;
(iii) создание единого органа управления добывающей промышленностью, включающего в свою структуру раздельно орган по лицензированию недропользования (Горный кадастр) и Горную Инспекцию;
(iv) упрощение оформления прав доступа к недрам и администрирования недропользования будет осуществлено: введением практики оформления прав недропользования по принципу «единого окна» (с этой целью подразделения, экспертирующие горные проекты на экологическую и промышленную безопасность, должны быть переданы органу управления добывающей промышленностью), отказом от переговорного метода оформления прав недропользования и переходом в основном к конкурсно-аукционному способу распределения лицензий, концессий, утверждением правительством положения о конкурсах и аукционах, предусматривающего применение прозрачных процедур международных конкурсных торгов;
(v) формирование и утверждение Правительством Кыргызской Республики Государственного Реестра (Кадастра) месторождений и проявлений полезных ископаемых, подлежащих распределению на основе конкурсов и аукционов;
(vi) введение прогрессивного платежа за удержание лицензии (поступления от лицензионного платежа будут направляться местным сообществам для повышения заинтересованности в присутствии горных компаний на их территории, а также на поддержание системы Горного кадастра);
(vii) обеспечение широкого и свободного доступа к геологическим фондам на платной основе, запрещение выдачи в пользование оригиналов фондовой информации и ускоренный перенос ее на электронные носители;
(viii) повышение ответственности недропользователей за уход с мест разработок без проведения рекультивации, за несвоевременное представление полученной ими геологической информации и за незаконную добычу полезных ископаемых;
(ix) отмена требования проектирования геологоразведочных и эксплуатационных работ только аттестованными проектными компаниями.
297.     Правительство Кыргызской Республики признает, что соблюдение обязательств в рамках реализации Инициативы повышения прозрачности деятельности добывающих отраслей (EITI) стало важным международным пониманием и одним из критических условий для привлечения финансирования от международных финансовых институтов в целях развития горнодобывающей отрасли. Правительство Кыргызской Республики будет и далее выполнять свои обязательства, включая регулярные публикации данных EITI о платежах и доходах. Процесс EITI должен стать объектом независимых сверок и аудиторских проверок и распространиться на все горнодобывающие компании.
298.     Программы и проекты в рамках обозначенных приоритетов. Для достижения целей Стратегии будут реализованы следующие программы и проекты:
(I) Программа «Усовершенствование нормативно-правовой системы».
Программа включает подготовку новой редакции Закона Кыргызской Республики «О недрах», приведение в соответствие с ним законов, регулирующих недропользование, разработку подзаконных актов, а также внесение поправок в другие законы, касающиеся недропользования. Подготовка в последующем Горного кодекса, регулирующего все вопросы недропользования.
(II) Программа «Приватизации предприятий горнодобывающей отрасли».
Приватизация предприятий горнодобывающей отрасли будет осуществляться в соответствии с Программой приватизации государственного имущества на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17.09.2008 г. N
518. В процессе реализации Программы приватизации государственного имущества с учетом складывающихся условий будут вноситься дополнения и изменения.
(III) Программа «Улучшение геологической инфраструктуры».
Эта Программа может быть осуществлена только на основе государственного и частного софинансирования (частичной самоокупаемости). Программа предусматривает: создание в системе Государственного органа управления недропользованием, информационного центра, ответственного за поступление, распространение и перенос фондовой и архивной информации на электронные носители, функционирующего на основе частичной самоокупаемости пополнение фондов за счет обязательной передачи компаниями геологической информации на электронных носителях, включая базы данных; векторизация графической геологической информации и обеспечение свободного платного доступа к ней по мере исполнения. Государственные ведомства, владеющие электронными инфраструктурными картами, обязаны передавать их Государственному органу управления недропользованием.
(IV) Программа «Развитие горнодобывающей отрасли».
Эта Программа предусматривает реализацию следующих промышленных проектов в горнодобывающей промышленности:
— Разведка подземных запасов золота на месторождении «Кумтор». Рудник «Кумтор» обеспечен запасами до 2013 г. Своевременная разведка и последующая разработка подземных запасов позволит продлить срок работы предприятия до 2020 г. и на последующий период. Добыча золота в 2008-2011 гг. составит около 19 тонн ежегодно.
— Ввод в эксплуатацию в 2010-2011 гг. месторождений золота «Джеруй», «Талдыбулак Левобережный», «Иштамберды», «Андаш», «Бозымчак», «Куру-Тегерек». Разработка этих месторождений позволит увеличить производство золота на 5-6 тонн, а при выходе их на проектную мощность — на 10-12 тонн в год.
— Продолжение отработки месторождений золота «Кумтор», «Макмал», «Солтон-Сары», «Терек», «Тереккан».
— Разработка олово-вольфрамовых месторождений «Трудовое» и «Кенсу».
— Завершение строительства цементных заводов в г.Кызыл-Кия, Араванском и Наукатском районах Ошской области и начало промышленного производства в 2009 г., с вводом в действие этих заводов планируется увеличение продукции предприятий стройиндустрии до 9 млрд. сомов в год.
— Удвоение добычи строительных материалов на основе динамики спроса на внутреннем рынке.
— Увеличение добычи угля до 1-1,5 млн. тонн, нефти — до 100 тыс. тонн, газа — до 50 млн.куб.м.
— Увеличение производства по розливу минеральных вод.
(V) Программа «Организация освоения малых месторождений».
Программа включает:
— Изучение опыта освоения малых месторождений в Китае и других странах с развитой малой горной промышленностью.
— Выбор конкретных месторождений и геолого-экономический расчет эффективности их отработки.
— Разработка технологии отработки и извлечения полезных ископаемых.
— Изготовление простейшего оборудования.
— Обучение представителей местных сообществ.
— Организация продвижения продукции на рынок.
299.     Ресурсы. Прогнозная потребность в финансовых ресурсах составляет 22-25 млрд. сомов.
300.     Ожидаемые результаты. В результате введения в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, реформирования налоговой и регулятивной систем к 2011 г.:
(i) горная промышленность станет одной из основных бюджетообразующих отраслей — налоговые поступления увеличатся с 1,1 до 2,6 млрд. сомов;
(ii) сумма инвестиций в горные проекты составит около 25 млрд. сомов;
(iii) прямая занятость населения к 2011 г. увеличится на 3 тыс. человек, а косвенная — возрастет на 6-7 тыс. человек;
(iv) за счет ввода новых предприятий темпы роста производства продукции из минерального сырья удвоятся в течение 5 лет.