5.1. Социально-политическая стабильность

image_pdfimage_print
123.     Необходимым условием устойчивого экономического и социального развития любого общества является социально-политическая стабильность. Для Кыргызстана вопрос стабильности с особой остротой встал после событий 24 марта 2005 г., когда пал прежний режим и новая власть взяла курс на укрепление государственных институтов.
 
124.     Этот процесс осуществлялся со значительными трудностями, сопровождаясь давлением со стороны отдельных социальных групп, которые в качестве основного и зачастую единственного инструмента выражения своего недовольства использовали несанкционированные митинги и пикеты. Наиболее отрицательный эффект таких митингов и пикетов — укрепление в сознании людей вседозволенности, что реально создавало угрозу дестабилизации социально-политической ситуации. Зачастую такие акции проводились в нарушение существующего законодательства с несоблюдением прав отдельных групп общества и в целом негативно повлияли на развитие экономики страны. Стагнация экономики в 2005 и незначительный темп ее роста в 2006 гг. — прямое отражение политической дестабилизации общества.
 
125.     Безусловно, митинги — это демократический механизм волеизлияния людей, с помощью которого гражданское общество может оказывать влияние на принятие решений властью, когда другие методы не срабатывают. Однако кыргызское общество осознало пагубность чрезмерного использования этого инструмента и сейчас находится в процессе поиска более сбалансированного набора инструментов, которые позволят донести до государственных органов власти нужды и потребности различных социально-политических групп.
 
126.     В связи с этим предпринятые шаги по совершенствованию социально-политической структуры общества и усилению роли политических партий в управлении государством показали свою эффективность. В то же время перед обществом стоят серьезные вызовы по дальнейшему развитию этого процесса, в частности:
(i) создание устойчивой системы «сдержек и противовесов» в политической сфере с учетом новых конституционных положений;
(ii) развитие процесса децентрализации государственного управления с параллельным укреплением институтов центральной власти, основанное на четком разделении полномочий и ответственности между центром и территориями;
(iii) изменение процедур принятия решения на всех уровнях власти, основанное на открытости и прозрачности принимаемых решений в формате общественной политики;
(iv) реальное внедрение права закона, предусматривающее ликвидацию разрыва между принимаемыми законами и их исполнением.
 
127.     На стабильность развития общества оказывают влияние также факторы этнического характера. Отдельные политические силы пытаются использовать и этот фактор при решении частных проблем, а в отдельных случаях для дестабилизации положения в стране. Межэтническое, межнациональное согласие — главное условие стабильности в многонациональном государстве. Различный доступ к финансовым и экономическим ресурсам, перекосы в кадровой политике, недостаточность поливных сельскохозяйственных земель, в особенности в Ферганской долине, социальный дисбаланс, нерешенность национальных, культурных и образовательных проблем — все эти аспекты являются факторами риска для разгорания этнических конфликтов. Поэтому со стороны Правительства должна прозвучать четкая этническая политика государства, в которой будут отражены все накопившиеся проблемы и предлагаемые пути их решения.
 
128.     Необходимо беспощадно карать безответственных политиков и граждан, разжигающих межнациональную рознь. Государственные институты должны разработать конкретные программы действий, направленные на развитие межнационального согласия. Надо предусмотреть уголовную ответственность государственных служащих в случае, если они своими действиями, используя служебное положение, наносят вред межэтническим отношениям.
 
129.     Развитие трайбализма и регионализма в последние годы не может не настораживать наше общество. Непоправимый вред наносится еще более, когда трайбализм и регионализм начинают влиять на общественную жизнь. В конечном итоге, такая тенденция может привести к расколу нашего общества. Невозможно замалчивать или умалять данную проблему. Традиционные подходы в этих вопросах не только не дают результатов, но и приводят к росту двойной морали. В конечном итоге, трайбалистские и региональные подходы ведут к снижению профессионализма в государственном управлении и ухудшению конкурентоспособности страны, а также являются угрозой внутренней стабильности общества. Правительство в рамках Стратегии намерено разработать конкретную программу действий, направленную на борьбу с трайбализмом и регионализмом.