4.1.2. Вызовы и угрозы продовольственной безопасности

image_pdfimage_print
88.     Кыргызская Республика не имеет достаточный уровень самообеспеченности основными видами продовольствия. Это создает угрозу высокой зависимости страны от конъюнктуры на мировых продовольственных рынках, а также от экспортной политики государств — экспортеров продовольствия. В настоящее время обеспеченность Кыргызстана основными продуктами питания за счет собственного производства составляет: по хлебопродуктам на 57%, по растительному маслу — на 56,3%, по сахару — на 43,9%. Опыт показывает, что при быстром и существенном росте мировых цен на продукты питания ряд стран — экспортеров продуктов питания в Кыргызстан предпринимают меры по ограничению экспорта и установлении монопольно высоких цен. В случае обострения продовольственной проблемы в мире не полная самообеспеченность продовольствием с одной стороны, и возможные препятствия для его импорта (административные, экономические) с другой стороны, создадут угрозу скоротечного негативного изменения ситуации на продовольственном рынке Кыргызстана.
 
89.     Сельское хозяйство Кыргызстана является сектором с низкой эффективностью и хронически дотационным. Сельскохозяйственный сектор экономики сегодня имеет низкий производственный потенциал, низкую эффективность и низкую адаптивность субъектов отрасли к изменению конъюнктуры. Необходимость обеспечения существующего уровня производства требует постоянной и масштабной государственной финансовой поддержки. Суммарные дотации сельскохозяйственной отрасли создают большую нагрузку на общие расходы государства и сужают возможности для решения других социально-экономических задач. Однако даже при этом наблюдается частичное вытеснение собственной сельскохозяйственной продукции производства импортной. Реформирование сельскохозяйственной отрасли, решив задачу частной собственности, не обеспечило развитие на селе других важнейших рыночных институтов и инфраструктуры, создающих условия для концентрации капитала и роста эффективности производства, прихода в отрасль эффективного собственника. Несоответствие между реальной картиной в сельском хозяйстве и способами его управления стало тормозом в развитии.
 
90.     Отдельные территориальные и товарные продовольственные рынки не достаточно защищены от монополизации, ценовых сговоров (картельных соглашений), что неизбежно ведет к установлению необоснованно высоких цен на продукты питания. Рынки, связанные с ввозом, переработкой и доставкой продовольствия населению, в отдельных случаях не достаточно конкурентны. Государственные органы не обладают необходимым потенциалом получения полной информации об уровне конкуренции на них и предотвращения монополизации и картельных соглашений. Также государство не достаточно борется с причинами высоких посреднических расходов при доставке продовольствия потребителям, с высокими транзакционными издержками(13). В результате цены на продукты питания зачастую формируются необоснованно завышенными, население страны несет повышенные расходы на питание.
 
91.     Государство не имеет всех необходимых рычагов нормативного, организационного и материального характера, позволяющих при необходимости обеспечить стабилизацию рынка и устойчивое снабжение населения продуктами питания. В настоящее время страна не имеет системы мониторинга и раннего предупреждения негативных тенденций на продовольственном рынке, как в мире, так и внутри страны. Система управления материально-техническими ресурсами в ее нынешнем состоянии не обеспечивает потребности страны в продовольствии не только в количестве, но и в номенклатуре и качестве хранимого продовольствия. Существующие запасы продовольственной пшеницы в государственных материальных резервах в кризисной ситуации могут обеспечить потребление населения только в течение 30 дней, что недостаточно в случае неблагоприятного развития мировых продовольственных рынков. Субъекты хозяйственной деятельности продовольственного рынка практически на 100% являются частными, что лишает государство рычагов прямого воздействия на них. При этом государство не имеет развитых рыночных инструментов влияния на ценообразование.
 
92.     Снижение контроля за безопасностью продуктов питания и их соответствия техническим требованиям создают угрозу здоровью и жизни населения страны. Расширение мирохозяйственных связей Кыргызстана обусловило увеличение ввоза в страну различной импортной продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. При этом растет доля генно-модифицированных и контрафактных товаров, часть из которых наносит прямой вред здоровью человека или не обладает качествами, соответствующими маркировке. Кроме того, с продукцией сельского хозяйства ввозится значительное число вредных насекомых, впоследствии наносящих урон сельскому хозяйству. Увеличение числа производителей продуктов питания, что в целом является позитивной тенденцией, сопровождается ростом пренебрежения к требованиям санитарного контроля. Само население не всегда может получить всю необходимую информацию об их качестве (состав пищевых продуктов, объем, вес, возможные ограничения при потреблении и пр.). При этом возможности государства по защите населения от опасной и недоброкачественной пищевой продукции не увеличились. В результате создаются условия для недобросовестного поведения производителей и реализаторов продуктов питания.
 
———————————————————————————————————————————————————

13  Транзакционные издержки – это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими затратами (защита от административных барьеров обмана, нечестности, устанволение и защита прав собственности, поиск информации и пр.)