8.1 Анализ существующей природоохранной деятельности и структур управления

image_pdfimage_print
Формирование сети природоохранных учреждений региона осуществлялось в течении последних 50-лет, носило стихийный, поэтапный характер. Это формирование происходило под воздействием конкретных проблем, возникающих на определенном этапе для сохранения одного или нескольких биовидов, находящихся уже на грани исчезновения, а также в условиях, когда еще не было создано мировой природоохранной практикой стратегии (концепции) комплексного подхода для решения региональных экологических проблем, когда «часть сохранялась бы при сохранении общего».
 
В настоящее время особо охраняемые природные территории (ООПТ) в регионе представлены практически всеми их формами: двухкилометровая охранная зона в прибрежной полосе оз. Иссык-Куль, буферные зоны заповедников, заказники. Далее в ряду природоохранной значимости располагаются Каракольский национальный парк и заповедники (Иссык-Кульский и Сары-Чат-Эрташский). Наряду с вышеуказанными ООПТ в регионе имеются и другие категории природоохранных организаций: общество охотников-рыболовов с закрепленными за ними угодьями, областные инспекции — рыбная, охотничья со своими угодьями (зоологические заказники) и заканчивает этот ряд Иссык-Кульско-Нарынское межобластное территориальное Управление по охране окружающей среды.
 
Из анализа существующей структуры управления ООПТ явствует, что она является продуктом прежнего подхода к организации управления, в которой каждая структурная единица представляет собой удельное княжество со своим административным аппаратом и инфраструктурой. По вертикали они в свою очередь являются подведомственными организациями двух министерских структур — Министерства охраны окружающей среды и Государственного агентства по лесному хозяйству. Эти обстоятельства обуславливают объективные предпосылки для невозможности существования эффективных структур управления, которые бы при меньших материально-технических и финансовых затратах и малом кадровом обеспечении достигли бы экологического благополучия региона.
 
Предметный анализ деятельности этих структур управления выявил ряд причин, которые оказывают негативные последствия на разработку и осуществление природоохранных мероприятий в регионе (табл.27).
 
                                                                                                                                            табл. 27
Причины
Негативные следствия
 
1. Наличие 6 -8 самостоятельных структур управления для каждой отдельно взятой ООПТ, решающих идентичные задачи
1. Наличие большого количества управленцев разного уровня -директоров, их заместителей, нач. участков, отделов и др. руководителей низовых структурных подразделений, для обслуживания (менеджмента) охраняемых территорий.
2. Увеличение материально-технических и финансовых затрат на непрофилирующие виды деятельности (содержание административно-хозяйственных и бухгалтерских служб).
3. В штатных расписаниях низкий удельный вес специалистов профилирующих направлений
4. Отсутствие единого координационного, методологически и методически выдержанного, единого для всех ООПТ плана действий:
·       биомониторинг и менеджмент природных компонентов,
·       выработка практических рекомендаций по лицензионному использованию биоресурсов,
·       вопросы своевременного прогнозирования состояния популяций ценных видов и в случае необходимости принятия оперативных мер,
·       обеспечение государственной статистической отчетности по биоресурсам,
·       техногенный мониторинг.
5. Обособление структур управления ООПТ создает условия для реализации местнических устремлений меркантильного характера, что ведет к нарушению служебной этики и дискредитирует деятельность природоохранных
2. Проблема научно- обоснованного ландшафтного планирования и действенного государственного контроля по использованию природных компонентов.
 
Понижаются категории используемых земель, т.к. возникают противоречья между Республиканскими законами об использовании природных компонентов (земель) и подзаконными актами властей регионального уровня — губернских, районных акимиатов, поселковых айыл окмоту и т.д. по использованию земель в ходе проведения
земельной реформы.
 
4.Слабое использование всех форм природоохранной деятельности.
·       эколого-просветительской
·       биотехнической (менеджмент природных территорий),
·       научной,
инспекторской (рейнджерской)
1 .Высокая степень неконтролируемых факторов антропогенного и зоогенного воздействия на охраняемые территории:
·       нелицензионное использование биоресурсов (браконьерство),
·       катастрофическое сокращение ихтио- и зооресурсов
·       повсеместная вырубка древесно-кустарниковых пород деревьев,
·       запрещенная торговля охотничьими трофеями и рыбой
 
    Таким образом, существующая структура управления сетью природоохранных учреждений исчерпала свой первоначально заложенный в нее управленческий потенциал и, в сложившихся социально-экономических и экологических условиях, становится неспособной решать возникшие экологические проблемы в соответствии с международными критериями. Поэтому назрела необходимость проведения реструктуризации существующей сети природоохранных учреждений.