1

Предлагаемая рамочная модель законопроекта

    Предпринимаемых усилий Правительства по дебюрократизации экономики недостаточно для развития малого и среднего бизнеса.
    Главной причиной, сдерживающей развитие бизнеса, является избыточное вмешательство государства в экономику, а также давление на бизнес-структуры государственных контролирующих органов, которые можно устранить внесением изменений в законодательную базу, в которой должны быть зафиксированы следующие основные моменты:
v    четкое определение прав предпринимателей при проведении проверок;
v    установление понятия «презумпции добросовестности» предпринимателя;
v    наложение бремени доказывания нарушения исключительно на государственный контролирующий орган;
v    недопущение непосредственного получения ГКО отчислений от взысканных с предпринимателей сумм;
v    ограничение частоты проверок и введение двух возможных режимов их проведения — внепланового и планового. Плановая проверка должна проводиться (с учетом специфики Государственными контролирующими органами  и в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами этих Государственных контролирующих органов) только один раз в год, внеплановая — по строго определенным в законе основаниям;
v    все данные о проверке в обязательном порядке должны фиксироваться представителями ГКО в Книге инспекторских проверок;
v    если вследствие неправомерных действий должностных лиц органов госконтроля предпринимателям был причинен вред, он подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
    Еще один немаловажный момент – по привычке предприниматели зачастую решают проблемы более простым и быстрым способом — при помощи денег. Эта привычка произросла из-за невозможности преодолеть определенный психологический барьер перед государственным инспектором.
    Для ликвидации этого явления в законопроекте должно быть предусмотрено предоставление предпринимателям еще одной возможности защиты своих прав — общественная организация предпринимателей (ассоциация, объединение), которая может подавать иски в защиту неопределенного круга лиц. В этом случае возможность прямого контакта проверяемого и инспектора может быть устранена, т.е. поле для дачи взятки будет отсутствовать как таковое.
    Госкомпредпринимательством в целях обеспечения прозрачности в деятельности государственных контролирующих органов в части, касающейся проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства, разработан и утвержден Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 апреля 2002 года № 194 «Перечень уполномоченных государственных контролирующих органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства в соответствии с их компетенцией» в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 апреля 2002 года № 194 (Приложение № 1).
    Согласно этому Постановлению, проверки производят 16 министерств и ведомств и их структурные подразделения, которые были внесены в перечень уполномоченных государственных контролирующих органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, которые в свою очередь производят проверки в соответствии со своими нормативно-правовыми актами (законы, кодексы, уставы, положения, указы, постановления) то есть внутриведомственными положениями.
    В связи с принятием нового законопроекта по государственному контролю и надзору возникнет необходимость внесения изменения, в каждый нормативно-правовой акт, регламентирующий проверку субъектов предпринимательства, так как в каждом отдельном законе дается разное толкования сути самих проверок и разные термины понятию проверка, например такие как: государственный надзор, контроль, проверка, обследование, инспектирование, расследование, досмотр, ревизия, осмотр.
    К докладу также прилагается список нормативно-правовых актов для внесения изменений при условии принятия закона «О государственном надзоре (контроле) и иных формах обязательной проверки деятельности субъектов предпринимательства» (Приложение № 2).