1

10. Правовая поддержка

    Целью биосферных территорий является сохранение полноты и разнообразия биогеоценотического покрова Земли путем непосредственной охраны узловых районов биосферы и участия в разработке экологических основ рационального природопользования. Такая общая направленность вытекает из идей, заложенных в концепцию биосферных территорий в процессе разработки программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
 
    Более широкие задачи биосферных территорий по сравнению с обычными заповедниками требуют соответствующей разработки их правового статуса. В республиканском законодательстве вопросы охраны природы решаются в рамках законов:
 
— «Об охране природы», предоставляющего необходимые правовые основы для сохранения условий природной и жизненной среды и рационального использования природных ресурсов;
— «Об особо охраняемых природных территориях», регулирующего отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных комплексов;
— «О воде», «Об охране и использовании животного мира» и другие.
 
Учитывая вышеперечисленные нормативные правовые акты, при подготовке законопроекта «О биосферных территориях» в Кыргызской Республике» были использованы юридические рекомендации Севильской Конвенции, одобренные Международным Координационным Советом по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (12-16 июня 1995 г., г. Севилья, Испания).
 
    Часть 3 статьи 2 Закона Кыргызской Республики «Об особо охраняемых природных территориях», определяя статус особо охраняемых природных территорий, говорит, наряду с государственными заповедниками также и о биосферных резерватах. Однако в дальнейшем, в содержании Закона и в других нормативных правовых актах республики, отсутствует определение и правовой статус «биосферных заповедников (биосферных территорий)».
 
    В статье 5 проекта новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» (одобрен постановлением Правительства от 28 октября 1997 г. №633 и направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша республики) в понятие «особо охраняемые природные территории» включены биосферные территории, а порядок их создания может быть определен Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и другими законами Кыргызской Республики.
 
    Для определения правового статуса и функционирования в республике биосферных территорий предлагается к рассмотрению проект Закона «О биосферных территориях в Кыргызской Республике», который был согласован в соответствующих министерствах и ведомствах.
 
    В Законодательном Собрании Жогорку Кенеша 19 мая 1998 г. был проведен семинар с участием международных экспертов на тему «Правовые аспекты природоохранной деятельности в Кыргызской Республике», где обсуждался проект Закона «О биосферных территориях Кыргызской Республики». Большинство депутатов одобрили дальнейшее продвижение проекта Закона. 2 июня 1998 г. на расширенном заседании Комитета по социальным вопросам Собрания Народных Представителей Жогорку Кенеша также рассматривались вопросы создания биосферных территорий. На заседании СНП ЖК от 09 июня 1998 г. было принято постановление, где, в частности, говорится о решении принять Закон «О биосферных территориях» до октября 1998 г.
 
    Подготовленный законопроект носит рамочный характер и рассматривает такие вопросы, как порядок образования биосферных территорий, нормативы природопользования, управление биосферными территориями, финансирование и др. Законодательство Кыргызской Республики действует на биосферной территории в общем порядке. Управление биосферной территорией предполагается осуществлять в рамках местных органов государственного управления, без образования дополнительного управленческого звена.
 
    Полномочия Правительства Кыргызской Республики по порядку образования биосферной территории, утверждению нормативов природопользования для биосферных территорий (статьи 4 и 6 законопроекта) вытекают из статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об охране природы».
 
    Специалистами проекта разработаны предложения по внесению дополнений и изменений в соответствующие нормативные правовые акты республики в целях соблюдения баланса между параметрами хозяйственной деятельности и экологическим состоянием окружающей среды (материалы находятся в стадии подготовки).