1

2.3.10 Курортно-рекреационная и туристическая сфера

    В настоящее время туристическая инфраструктура в области представлена 128 различными учреждениями с общим количеством мест 42660 — курорты, санатории- профилактории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, альпийские лагеря, детские и оздоровительные лагеря. Обслуживанием туристов занято более 15 тыс. чел. В целом эти объекты характеризуются большой степенью морального и физического износа, низким уровнем комфортности проживания и предоставляемых услуг, отсутствием специально обученного, квалифицированного персонала среднего звена и менеджеров. Учреждения эти находятся в различной ведомственной подчиненности. Курорты, санатории в основном являются собственностью Федерации Профсоюзов Кыргызстана.
 
    К достопримечательностям края, дополнительно привлекающих рекреантов, относятся культурно-исторические памятники области. Всего в области учтено несколько тысяч памятников истории и культуры, из них под государственной охраной 320 объектов; зарегистрированы 1500 памятников. Среди них памятники каменного, бронзового и железного веков, каменные скульптуры, письмена древних тюрков, городища и поселения средневековья, наскальная живопись.
 
    До 1992 г. общая пропускная способность объектов курортно- оздоровительного назначения составляла в среднем 400-600 тыс. человек в год. В связи с экономическими трудностями переходного периода фактический поток отдыхающих на сегодня составляет в среднем 150-250 тыс. человек и имеет явно выраженный сезонный характер.
 
    О проблемах организации туризма в Прииссыккулье написано много отчетов, монографий и газетных статей. Кроме того, по этой тематике имеются заключения международных экспертов. В связи с вышесказанным, в настоящее время Государственное агентство по туризму и спорту при Правительстве Кыргызской Республики занимается инвентаризацией всех материалов по этому вопросу с целью разработки государственной политики по развитию курортно-рекреационного комплекса Прииссыккулья, соответствующей мировым стандартам. В данное время агентством инициированы некоторые нормативные правовые акты в этой сфере, такие как — «Закон о туризме», «Закон о свободных туристических зонах» и пр.
 
    Данная проблема достаточно крупная и заслуживает отдельного рассмотрения, в связи с чем в настоящем сводном отчете эта проблема подробно не освещена, хотя принципиальные позиции к данной отрасли в пределах биосферной территории ясны и изложены в той или иной мере в разных частях отчета.