1

ПОСЛЕСЛОВИЕ

    На этот счет высказано много мнений «нынешний кризис», «несовершенство законов», «низкие зарплаты чиновников», «падение моральных ценностей» и т.п. Однако первопричина  коррупции кроется в самом государстве. От состояния «здоровья» государства в первую очередь зависит состояние  и параметры экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.  Проблема заключается не только в слабости государства, но и в отчужденности от народа. Чем более «народной» является политика государства, чем больше государство на деле, а не словах  ориентировано на интересы граждан, тем меньше объективных стимулов для  последних искать обходные пути решения своих проблем.
    Кроме того, система уголовной юстиции Кыргызстана главным образом направлена на бедные, низшие, слабо адаптированные, деградированные слои населения, совершающие традиционные уголовные деяния, при этом коррупционная преступность остается практически нетронутой.
    Как следствие сегодняшней ситуации,  относительное большинство участников исследования не верят в то, что власть реально хочет начать борьбу с коррупцией. 30% населения, 41% правоохранительных структур, 43% служащих и бизнесменов считают, что в очередной раз «начнется имитация борьбы в коррупцией». Более того, пятая часть бизнесменов и 17% служащих полагают, что в законы Кыргызстана умышленно включаются двусмысленные нормы, которые создают предпосылки для развития коррупции».
    Кыргызстан имеет шанс стать страной победившей коррупционизм. 77 процентов служащих и 64 процентов бизнесменов, считают, что масштабы коррупции можно существенно уменьшить.
    Борьба с коррупцией должна начинаться с  восстановления уважения и доверия к государственным структурам и чиновникам. Для увеличения доверия населения   все решения, принятые по коррупционым правонарушениям должностных лиц должны стать достоянием широкой общественности, а коррупционеры должны понести суровые наказания.
    Достойное госуправление и госаппарат невозможно  построить на энтузиазме и альтруизме.  Зарплата должностных лиц органов госвласти и госслужащих должна  позволять государству конкурировать в борьбе за наиболее квалифицированных специалистов с частным сектором экономики. При этом должны жестко пресекаться попытки получения должностными лицами любых иных дополнительных доходов. Чиновники должны постоянно чувствовать неотвратимость наказания за содействие коррупции и взяточничеству.
    Независимые, открытые СМИ должны стать важнейшим инструментом в борьбе с коррупцией. Недопустимо скрытое (косвенное) управление частными СМИ со стороны органов госвласти, в том числе через предоставления каких-либо индивидуальных льгот и преимущественных прав, а так же через владение пакетами акций СМИ непосредственно государством или предприятиями, часть акций которых принадлежит государству.
    Особое внимание следует уделить участию в антикоррупционных действиях широкой общественности и воспитание правосознания граждан  в духе нетерпимости к коррупции и приобретение  навыков антикоррупционного поведения.
    Сегодня назрела острая необходимость анализа законодательства на предмет выявления зон риска коррупции. При этом необходим комплексный подход с анализом  законодательства во всех сферах.
    Уже имеется потребность в разработке Комплексной стратегии и программы борьбы с коррупцией, в основе которой должны лежать следующие положения: переориентация  стратегии государства (экономической, социальной, идеологической) и интересов элиты на интересы большинства граждан, укрепление институтов государства, власть должна быть «передана» народу; реальные рычаги власти не должны быть в руках  отдельных групп и кланов.
    В заключение хочется добавить, что ситуация с коррупцией в Кыргызстане на пороге критических значений. Промедление с принятием самых неотложных мер как по укреплению  государства, так и специальных мер   по сокращения коррупции, чревато самыми серьезными последствиями для республики. Без государственной воли все антикоррупционные программы будут иметь видимость борьбы с коррупцией и обречены на неудачу.
Под общей редакцией Национального директора Проекта «Усиление потенциала МВД в борьбе с организованной преступностью» КЫР/96/005 полковника милиции Байзакова Ш.К.