1

4. Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса

 
 
Респондентам был задан вопрос: оптимистичны ли они по поводу будущего своего бизнеса, ожидают ли они, что их предприятие будет расширяться, останется стабильным или же, напротив, сократится в будущем.
Несмотря на очевидные трудности в секторе малого и среднего бизнеса, что показывают официальные статистические данные, уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса на самом деле возросла за период между проведением первого и второго исследования. 52% респондентов ожидают, что их бизнес расширится и только 4% ожидают сокращения.
 
Диаграмма 4.1: Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса – Кыргызская Республика
Ожидаете ли вы расширение или сокращение вашего бизнеса в течение следующих двух лет?

Большая уверенность в будущем своего бизнеса имеет место частично вследствие повышения спроса на рынке за последний год.
 
Диаграмма 4.2. Изменения в спросе на рынке за 12 месяцев до проведения исследования

В мае 2003 г. 30% опрошенных отметили повышение спроса на их продукцию на рынке, в то время как 18% указали, что спрос на производимую ими продукцию сократился.
Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса значительно варьируется по регионам. Наименьшая уверенность наблюдается у предпринимателей Чуйской области, где только 35% респондентов ожидают расширение своего бизнеса. Напротив, в Оше предприниматели стали более уверены в продолжении и расширении своего бизнеса по сравнению с прошлым годом. В июле 2002 г. 63% предпринимателей Ошской области выразили уверенность в расширении своего бизнеса, что было самым высоким показателем среди всех регионов. При проведении настоящего опроса данный показатель увеличился до 82%.
 



Диаграмма 4.3.: Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса – разбивка по регионам
Ожидаете ли вы расширение или сокращение вашего бизнеса в течение следующих двух лет?


           
Большая уверенность в будущем своего бизнеса среди предпринимателей Ошской области, вероятно, объясняется разницей в изменении спроса на рынке между областями в течение предшествующих 12 месяцев. Однако это не является основной причиной, поскольку повышение спроса на рынке было более значительным в Джалалабадской и Баткенской областях, чем в Ошской области.
В то же время причиной роста уверенности в будущем своего бизнеса среди предпринимателей Нарынской области за последний год является значительное повышение спроса на рынке в течение 12 месяцев, предшествующих году проведения каждого опроса.


Диаграмма 4.4.: Изменения спроса на рынке за 12 месяцев до проведения исследования – по областям
 
Уверенность в будущем своего бизнеса также различается по секторам (имеется в виду сектора, которые были представлены 100 и более респондентами), как показано ниже. 


 
Диаграмма 4.5. Уверенность в будущем своего бизнеса – по секторам
Ожидаете ли вы расширение или сокращение вашего бизнеса в течение следующих двух лет?



           
Самый высокий показатель уверенности в будущем своего бизнеса наблюдается в сельскохозяйственном секторе. Необходимо также отметить значительный рост данного показателя в секторе услуг, а именно «отдых и туризм» и «образование и социальный сектор». Уверенность в будущем своего бизнеса остается низкой среди предпринимателей, занятых в строительстве.
Показатель уверенности также более высок среди представителей среднего бизнеса по сравнению с малым и крупным бизнесом. Подобное положение дел противоречит официальным статистическим данным, согласно которым количество предприятий среднего бизнеса намного сократилось.
 
Диаграмма 4.6. Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса – по размеру предприятий (май/июнь 2003)