1

Индикатор 2. Граждане участвуют в процессе принятия решений по бюджету и имеют право голоса при решениях

    Уровень участия граждан всегда является темной темой для оценки, поскольку имеется много случаев, когда люди не очень активны или не заинтересованы в проведении своего времени выполняя общественную или неоплачиваемую работу. В связи с этим при данной оценке были изучены различные мнения. Представленная качественная информация ОФГ с гражданами указывает, что большинство мероприятий проекта, которые проводились в форме общественных и бюджетных слушаний, упоминаются как ‘эффективные’ и ‘полезные’.
 
    “Раньше бюджетные слушания не проводились, но в 2004 г.  мы принимали участие в таком мероприятии после того, как выбрали наш АО пилотным.  Мы получали информацию о бюджете в  распечатанной на бумаге форме. Депутаты AK и мы (граждане) пытаемся повлиять на решение при необходимости” – Жаныл Тологонова, общественная активистка. Узун-Кыр АО Чуйской области.
 
    “Информация о запланированных бюджетных слушаниях обычно вывешивается на ‘информационной доске’ или распространяется посредством квартальных. У нас тоже есть книга регистрации жалоб” – Тамара, лидер группы сообщества, Ленин AO, Джалал-Абад.
 
    Некоторые из респондентов, которые представляли AO, были вполне объективны.
 
    “Встречи явились важными и принимали большинство решений по бюджету и проводились с участием женщин 10-13%, но молодежь не присутствовала. Их не приглашали.” – A. Толонова, депутат AK, Каралма AO, Джалал-Абад.
 
    Если даже функционирует совместная комиссия AO в большинстве AO, обычно не проводится какая-либо ощутимая деятельность, так как граждане выражают неуверенность в своей способности изменить положение. Тем не менее, некоторые из них упоминали опыт успешной работы таких комиссий.
 
    “5 женщин из сообщества обратились к нам с просьбой узнать о правовых документах ключевой земельной реформы. Мы собрали временную комиссию и решили этот вопрос”  – Гульнара Исмаилова, старший секретарь, Ивановка AO (пилотный), Чуйская область.
 
    “У нас тоже имеются совместные комиссии, где представлены простые граждане. Например, комиссия по пастбищам” – Шералы, депутат, лидер АО, Кокарт, Джалал-Абадская область.
 
    Из результатов интервью с лидерами АО на пилотных участках заметили, что их отношение к увеличению роли граждан в принятии решений по бюджету изменилось в положительную сторону. Например, респонденты заметили то, что они дают сейчас больше консультаций гражданам и сотрудникам по вопросам местного бюджета. Также респонденты пилотных АО указывают увеличение количества консультаций по бюджету для граждан.
 
    Отчетные карты также были полезны для проведения анализа различных восприятий о том, как применяли совместные подходы, и если применяли, насколько они были успешны. Баллы, проставленные сотрудниками АО и членами AK в отчетных картах, указывают на высокий уровень участия граждан в решении вопросов по бюджету. Если сравнить данные между пилотами и не пилотами, то граждане оценили свои голоса немного выше в пилотных АО – 2.33 против 2.24 в не пилотных. Фасилитаторы, которым разрешили отразить свои мнения, также поддерживали эту разницу с указанием высоких баллов для пилотных AO: 2.43 для пилотов против 1.47 для не пилотов. 
 
    Если рассмотреть более подробно баллы для индикаторов выполнения по участию граждан, можно заметить преимущества, которые сделали граждане при оценке своих возможностей по контролю реализации бюджета.    
 
    Важный результат здесь то, что 20% респондентов из Джалал-Абада применили самый низкий балл ‘ноль’, что означало, что информация была не доступна им или они думали, что они не могут контролировать реализацию бюджета. Это может быть или вследствие отсутствия информации (недельной публикации) или неуверенность в своей способности. Таким образом, информация может быть полезна для планирования деятельности для распространения, а также общественных мероприятий в рамках данного пилотного проекта. 
 
    В общем, можем сказать, что участие граждан в процессе принятия решений по местному бюджету повышается. Это было видно из ОФГ с сотрудниками AO и депутатами AK. Однако граждане все еще мало проявляют усилия для выражения своих мнений и контролирования решений по бюджету. Это можно объяснить недавними изменениями   на политической арене и нестабильной экономикой, которые уменьшили приоритеты граждан по решению необходимых основных потребностей. Анализ ситуации указывает на то, что это может отразиться на сокращении активности участия граждан в различных общественных мероприятиях и создать впоследствии менее информативную среду.