Рейтинг вузов (2002)

image_pdfimage_print
Комплексное исследование такого рода в Кыргызстане проводилось впервые. Полученные результаты от почти тысячи респондентов позволили получить довольно объективную картину состояния высшего образования в республике. Данные исследования свидетельствуют о его все возрастающем престиже (страна занимает четвертое место в мире по числу студентов на душу населения). К сожалению, данные также свидетельствуют о падении качества и росте неудовлетворенности студентов, преподавателей, выпускников и работодателей:
·         ВУЗы считают своей основной задачей обучать студентов, а не готовить их к успешной профессиональной жизни.
·         ВУЗы не уделяют достаточного внимания оснащению лабораторий и качеству ППС.
·         Преподаватели и учебные программы отстают от требований современности.
·         Студенты не получают необходимых компетенций для работы в условиях современного рынка. Вызывает озабоченность также то, что студенты не связывают качество обучения по специальности с научной работой.
·         И преподаватели, и студенты больше внимания уделяют теоретическим, а не практическим основам обучения.
·         Среди предложенных критериев качества образования преподаватели наименее важными посчитали такие критерии как «Участие ВУЗа в трудоустройстве студента» и «Доступность преподавателей вне занятий».
·         Сами ВУЗы не уделяют достаточного внимания вопросам трудоустройства своих выпускников.
·         Практически по всем критериям преподаватели показали большую удовлетворенность процессом и результатами высшего образования, чем студенты. Это тревожный показатель, так как показывает общий конформизм и консерватизм профессорско-преподавательского состава, нежелание переходить от обучения предмету к обучению студентов.
·         Несмотря на распространенность плагиата, списывания и шпаргалок и их негативное, с точки зрения студентов, влияние, преподаватели и администрация ВУЗов относятся к ним снисходительно, и даже, иногда, пытаются оправдать, как альтернативный вид обучения.
·         Студенты, в отличие от преподавателей, считают, что негативные явления распространены гораздо больше практически по каждому аспекту; особенно значительны расхождения в вопросах о покупке/продаже диплома и требовании денег за оценку.
·         Свыше половины студентов недовольны своим выбором ВУЗа. Причины пока не ясны, и заслуживают дополнительного исследования.
·         Основными причинами отсутствия намерения работать по специальности выступили: (1) продолжение образования, (2) уверенность в том, что не смогут устроиться на работу по специальности и (3) боязнь, что работа по специальности будет недоходной.
·         Выпускники, сталкиваясь с реальностью рынка труда, чувствуют недостаток подготовки. Около 80% опрошенных выпускников указали, что работодатель доволен или очень доволен уровнем их ВУЗовской подготовкой, тогда как сами работодатели испытывают неудовлетворенность уровнем подготовленности выпускников. При этом только 60% из них определенно ответили, что выбрали бы свою специальность повторно.
·         Большинство устроившихся по своей специальности выпускников ВУЗов нашли работу самостоятельно, без чьей-либо помощи. С помощью агентства по трудоустройству устроились только около 3% выпускников, работающих по специальности на момент опроса. Вопреки бытующему мнению, лишь менее четверти выпускников устроились на работу с помощью знакомых или родственников.
·         Предполагаемая стартовая зарплата ниже ожидаемой примерно на 50%. Но даже наиболее недовольные уровнем зарплаты выпускники, тем не менее, показали высокую удовлетворенность работой в целом.
·         22% выпускников продолжили образование после получения первого диплома, из них более четверти хотят получить диплом кандидата или доктора наук.
·         По мнению работодателей, выпускники ВУЗов должны, в первую очередь, обладать навыками по специальности, компьютерными навыками, умением работать в команде, профессиональной и этической ответственностью.
 
Анализ результатов исследования показал, что ВУЗы Кыргызстана находятся в переходном периоде, когда в стране еще не сформировались рыночные отношения, законодательство отстает от практики, и переход к международным стандартам высшего образования носит ограниченно-формализованный характер.
 
Низкий уровень оплаты и социальной защищенности ППС дает почву для злоупотреблений и академической нечестности.
 
Министерство образования не имеет ресурсов и опыта, чтобы оказывать существенную помощь ВУЗам. Для того, чтобы высшее образование могло выжить и развиваться успешно, правительство и законодательство должны добиваться максимальной децентрализации высшего образования с одновременным увеличением его ответственности и отчетности перед всеми, кто заинтересован в прогрессе.
 
Источник: www.expert.kg