1

Обзор сектора высшего образования

    Высшее образование Кыргызской Республики представляет собой сеть из 46 высших учебных заведений, из которых 31 государственные и 15 частных учреждений высшего образования. Практически в каждом вузе функционируют разного рода структурные подразделения в виде институтов, центров, филиалов и т.п. В высших учебных заведениях Кыргызской Республики обучаются более 199,1 тыс. студентов, из них в государственных вузах обучаются 184,9 тыс. студентов, а в частных 14,2 тыс. Профессорско-преподавательский корпус составляет более 13,5 тыс.человек. Из них 526 докторов и 2598 кандидатов наук, профессоров 512, доцентов 1660 человек. В государственных вузах наряду с госзаказом проводится обучение на платной основе, по данным 2002 года по этой форме обучалось свыше 169 тыс. человек, что составляет 85% от общего контингента студентов.
    Из них по заочной форме обучения обучается около 87,4 тыс. человек, по вечерне-заочной форме – 1,2 тыс. человек. В то время как в частных вузах обучается только 9% от общего числа обучающихся на контрактной форме обучения, из них по заочной форме – 6,9 тыс. человек, по вечерне-заочной – 0,1 тыс. человек.
    Самое большое количество ВУЗов – 69  находится в г. Бишкек. И это естественно, так как Бишкек является культурным, научным центром нашей Республики и именно здесь сосредоточен интеллектуальный основной потенциал Кыргызстана. На втором месте по количеству ВУЗов и студентов находится Ошская область 17 ВУЗов и 52967 студентов, 7388 из которых получают бесплатное высшее образование. Далее Жалал-Абадская область, в которой находятся 15 ВУЗов и обучаются 21582 студентов.
    Сеть высших учебных заведений республики продолжает расти, что в значительной мере вызвано потребностью в расширении сети образовательных услуг. Если в 1990 году было 9 высших учебных заведений с общим контингентом студентов только 58,8 тысяч человек, то в 2002 году число вузов увеличилось почти в 6 раз, а контингент студентов вырос в 3,5 раза. Это означает, что заметно улучшается такой общепринятый показатель образованности населения, как число студентов, приходящихся на 10 тысяч населения. Если в 1990 году этот показатель был равен 130, то теперь в 2002/2003 учебном  году равен 400. Увеличение численности студентов и расширение сети вузов происходит, в основном, как за счет создания высших учебных заведений, которые охватывают все области республики, так и создания многочисленных филиалов, структурных подразделений со статусом юридического лица и учебно-консультативных пунктов. Для обеспечения доступности высшего образования для населения всех областей республики используется региональный принцип размещения вузов. В 1991 году 80 % всех вузов размещались в столице государства (г. Бишкек), сейчас они составляют 70 % и в них обучается 53% всех студентов страны. Хотя, общеизвестно, что филиалы, открывшиеся в отдаленных районах Республики, не достаточно обеспечены надлежащими категориями профессорско-преподавательского состава, не оснащены материально-технической базой, нехватка учебно-методической литературы, все это имеет негативное отражение в части получения качественного образования, то есть нарушаются права потребителей, в данном случае студентов.
    Наиболее крупными ВУЗами  по республике являются КНУ им. Баласагына, Кыргызско — Российский славянский университет, КГПУ им. Арабаева, Кыргызский технический университет, КГУСТА, Бишкекский Гуманитарный университет, Академия управления при Президенте Кыргызской Республики, Кыргызская государственная медицинская академия.
    По ведомственной подчиненности Министерству образования и культуры относится 30 вузов. Такие вузы, как Академия управления при Президенте Кыргызской Республики, Академия МВД подотчетна Министерству внутренних дел Кыргызской Республики, Кыргызская государственная медицинская академия – Минздраву Кыргызской Республики, Дипломатическая академия – МИД Кыргызской Республики, Бишкекское высшее военное училище – Министерству обороны Кыргызской Республики, Ошский педагогический институт – местной государственной администрации.  В целях интеграции образовательных систем различных стран в республике созданы 7 межгосударственных высших учебных заведений (двойного подчинения), такие как Кыргызско-Российский (Славянский) университет, Кыргызско-Узбекский университет, Кыргызско-Турецкий университет имени Манаса; частные вузы — Американский университет в Кыргызстане, Кыргызско-Российская академия образования, Кыргызско-Кувейтский университет, Международный университет Ала-Тоо (Турция) и функционируют 9 филиалов вузов других стран СНГ.
    В условиях экономического кризиса высшая школа республики выживает, в основном, за счет многоканального финансирования. Если в дореформенный период источником дополнительного финансирования была хоздоговорная научно-исследовательская и проектная работа, то в условиях кризиса экономики этот источник практически иссяк. Финансирование высшего образования требует привлечения как государственных, так и частных средств. Государственное финансирование высшего образования сохраняет свою важность. Диверсификация источников финансирования является отражением той поддержки, которое общество оказывает высшему образованию, и нуждается в дальнейшем расширении в целях обеспечения развития высшего образования, повышения его эффективности и поддержания на должном уровне его качества и адекватности. Несмотря на финансовые трудности, государственные затраты на образование в 2001 году составляют более 3,9% от ВВП и 23,2% от общих государственных затрат. Объем государственного бюджета на высшее образование составляет 490,3 млн. сом, что составляет 17,2% от общих государственных затрат на образование в целом. Согласно Указу Президента Кыргызской Республики “О дальнейших мерах по обеспечению качества образования и совершенствованию управления образовательными процессами в Кыргызской Республике” от 18.04.02г. № 91 с 2002 года введена новая система финансирования государственных вузов в виде предоставления по результатам общереспубликанского тестирования государственных образовательных грантов на обучение студентов за счет средств республиканского бюджета. И в настоящее время отрабатываются механизмы индивидуального грантового обучения студентов в высших учебных заведениях за счет бюджета. Внебюджетные средства от образовательной деятельности в 2002 году составили 84,6% от государственных вложений, а по отдельным учебным заведениям даже превысили объем государственного финансирования.  Другими источниками финансирования системы высшего образования являются инвестиции спонсорских международных и частных организаций.
    Государственная политика включает также интернационализацию высшего образования в качестве одного из важных направлений с целью интеграции вузов Кыргызстана в мировое образовательное пространство. Этот процесс осуществляется более плодотворно при активном участии нашего государства в разработке стратегии вхождения в мировое образовательное пространство.
    В настоящее время основными направлениями в этом плане являются:
— признание дипломов Кыргызской Республики за рубежом;
— аккредитация наших вузов в международных организациях;
— повышение качества образования до лучших мировых стандартов.