Государство

На историческом пути кыргызского народа, хотя и было сформировано свое сознание, национальный язык и культура, была своя земля, которую знали другие народы, не всегда удавалось иметь централизованную государственную власть. Веками племена, которые были в его составе, жили самостоятельно. Они объединялись и воевали вместе только в случаях общенациональной опасности. А в мирное время каждое племя жило на своей территории под управлением своих вождей.

После присоединения кыргызов к Российской империя в начале 2-й половины XIX в земли их были разделены на три части и присоединены к административным территориям двух других народов — узбеков и казахов: Ысык-Кел, Нарын, Чуй были присоединены к Жети-Сууской области, центром которой был г. Верный (Алматы), Талас — к Олуя-Атинскому уезду Сырдарьинской области, а земли южных кыргызов были присоединены к Фергане. Было опасение, что кыргызы могут раствориться среди соседних народов. Это состояние сохранялось и после Февральской и Октябрьской революций в России.

После Октябрьской революции активные представители кыргызского народа в стремлении снова собрать свой народ в единое целое постоянно ставили перед центральной властью вопрос об объединении. Этот вопрос был решен в процессе образования национальной республик в Средней Азии. 14 октября 1924 была создана Кара-Кыргызская автономная область РСФСР (с 1925 Кыргызская АО). 1 февраля 1926 эта область становится Кыргызской АССР, а 5 декабря 1936 Кыргызской ССР.

31 августа 1991 Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял «Декларацию о государственной независимости Кыргызской Республики», в которой провозглашались независимость и суверенитет государства: «Жогорку Кенеш Кыргызской Республики торжественно объявляет о государственном суверенитете, в котором заключается независимость внешних связей и верховенство государственной власти на территории Кыргызской Республики». В Декларации говорилось о цели суверенного Кыргызстана построить демократическое общество, основанное на законе и праве. К неотъемлемым основным правам внутренних и внешних сфер деятельности суверенного Кыргызстана относятся: верховенство Конституции и законов на территории всей республики; неприкосновенность и единство территории; определение административно-территориального строя; прием в гражданство или выход из него; предоставление убежища; определение видов наказания; наличие гос. языка; приватизация, использование и владение всеми природными богатствами: землей, водой, подземными ископаемыми, воздушным пространством, лесами, флорой и фауной; наличие независимой гос. власти, основанной на законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти; наличие денежной системы; призыв в армию и содержание военной силы для защиты; присвоение воинских званий, дипломатических рангов, классовых чинов, гос. наград и почетных званий; собственные гос. символы — флаг, герб, гимн.

Самостоятельность гос. власти внутри страны и независимость от др. государств закреплены в Конституции Кыргызской Республики от 5 мая 1993.

Первый президент Кыргызстана — Аскар Акаев. Первые президентские выборы прошли 30-го января 1994-го года. На второй срок в 5 лет Аскар Акаев был переизбран в декабре 1995-го года. На выборах президента КР в 2000-ом году действующий Президент одержал победу уже в первом туре.
В результате общественного несогласия и политических изменений, которые имели место в марте 2005 года, состоялись досрочные выборы президента. 10 июля 2005 г. был избран новый Президент — Курманбек Бакиев.