Машиностроение Кыргызстана

Машиностроение Кыргызстана
В Кыргызстане из металлообрабатывающих предприятий в 1931 году в Бишкеке был введён в действие ремонтно-механический завод. В 30-х годах металлообрабатывающая промышленность развивалась опережающими темпами. За 1928—40 годы объём валовой продукции промышленности увеличился в 10,4 раза, а металлообрабатываю щей — в 26,1 раза. В этот период происходит формирование собственного машиностроения. Особенно быстрыми темпами развивалось машиностроение в годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированных предприятий.

В 1956—60 годах появились такие отрасли машиностроения, как приборостроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, производство насосов. За 1941—60 годы в Кыргызстане объём валовой продукции отрасли машиностроения и металлообработки вырос в 27,2 раза. Объём продукции электротехнической промышленности за 1961—70 годы увеличился в 30,9 раза, введены в действие специализированные заводы: Кайындынский кабельный, «Кыргызэлектродвигатель», «Тяжэлектромаш», Иссык-Кульское объединение электротехнических заводов, Майлуу-Сууский электроламповый завод. В от расли автомобилестроения было построено 2 завода: «Кыргызавтомаш» и Бишкекский автосборочный. Были введены в действие высокоспециализированные заводы: Ошский насосный и «Кыргызкабель».

Машиностроение и металлообработка Кыргызстана раньше являлись субъектами общесоюзной специализации республики в межреспубликанском разделении труда и подавляющая часть их продукции шла на удовлетворение потребностей всего СССР. Их нормальное функционирование базировалось на поставках комплектующих деталей из других республик, на поставках продукции чёрной металлургии.
По уровню развития машиностроения Кыргызстан, производя более 200 видов продукции, занимал второе место в Средней Азии после Узбекистана, а по производству грузовых автомобилей, насосов, газовых плит и т.д. – и вовсе лидирующую позицию. При этом продукция, производимая в республике, экспортировалась не только по Союзу и соцстранам, но и закупалась Францией, ФРГ, Великобританией…

Машиностроение в настоящее время имеет небольшую долю в валовом про мышленном производстве республики. Виды продукции немногочисленны, и объём производства невелик. Предприятия машиностроения Кыргызстана выпускают несложные изделия и товары народного потребления.