Общество

Современный Кыргызстан – толерантная страна. В ней живет более 80 этнических групп, создающих богатое разнообразие культур и традиций.
Отличительной особенностью современного развития Кыргызстана является стремление общества к обновлению в ответ на вызовы, обусловленные интеграцией в мировое сообщество и связанными с этим переменами. За годы государственного суверенитета были проведены радикальные реформы, направленные на создание демократического государства, сохранение и развитие общечеловеческих ценностей, экономическое и социальное развитие. В ходе реформ, последовавших за крушением командно-административной системы, обществу пришлось столкнуться с серьезными проблемами, главными из которых стали экономический кризис, снижение уровня жизни и рост бедности, растущее бремя внешнего долга.

За последнее десятилетие переходного периода на пути к новой рыночной экономике и демократическому обществу Кыргызская Республика cтолкнулась с новыми вызовами становления независимого государства. Был предпринят ряд реформ для выполнения Целей Развития Декларации Тысячелетия, Комплексной Основы Развития и Национальной Стратегии сокращения бедности, которые стали основой построения справедливого общества для обеспечения эффективной социальной безопасности и развития человека путем предоставления доступа граждан к образованию, услугам здравоохранения, а также к трудоустройству и тендерному равенству.

В первые годы независимости Кыргызстан пользовался заслуженной репутацией самой свободной, демократической и рыночной страны в Центральной Азии. Однако впоследствии началось постепенное сползание в сторону авторитаризма, стали нарушаться права человека, принцип свободных и честных выборов, свобода политических партий и СМИ, независимость правосудия. В результате органы государственной власти, суды и правоохранительные органы оказались парализованы и не способны исполнять свои функции, преследуя граждан и бизнес вместо того, чтобы защищать их права и свободы.

За последние 15 лет в Кыргызстане было подготовлено много программных документов, касающихся направлений развития и стратегии реформ, в том числе с участием международных организаций и международного экспертного сообщества. В большинстве случаев они содержали правильные рекомендации. Однако часть из них не была реализована по политическим причинам, часть устарела и нуждается в обновлении.

После революционных событий марта 2005 г. Кыргызстан оказался в поворотном пункте своей истории. Успешное сопротивление общества авторитарным тенденциям создало потенциальную возможность для проведения широкомасштабной политической реформы, которая призвана помочь модернизировать государственную, экономическую и социальную систему и повысить ее эффективность. Второй раз в истории независимого Кыргызстана появился шанс построения на стоящего демократического, правового и открытого внешнему миру государства с полноценной устойчиво растущей рыночной экономикой, позволяющей достичь неуклонного снижения бедности.
Однако это только шанс, а не гарантия успеха, и от того, как этим шансом воспользуется кыргызское общество и новое руководство страны, будет зависеть судьба Кыргызстана (а, возможно, и всего среднеазиатского региона) в ближайшие годы.

Революционные события марта 2005 года создали уникальную возможность для проведения реформы государства, повышения эффективности, прозрачности и подотчетности основных государственных институтов и создания эффективных гарантий прав и свобод человека.

В стране вновь заговорили о необходимости выработки национальной идеи и национальной идеологии.
Министерство культуры КР по поручению президента страны Курманбека Бакиева сформулировало идеологию кыргызов. В ней выделены следующие моменты: государственность, национальное единство кыргызов и единство всех наций и народов республики, власть закона, сильная экономика, борьба с коррупцией, и прозрачная деятельность власти.
Перед тем как представить свои предложения рабочая группа Министерства культуры распространила 2,5 тысячи анкет среди разных слоев населения Бишкека (от студентов до крупных чиновников и бизнесменов), где основным вопросом было: «Нужна ли вообще, стране государственная идеология?». 99 процентов респондентов ответили утвердительно.
В свою очередь Президент Кыргызской Республики Курманбек Бокиев подписал распоряжение, согласно которому создана рабочая группа по разработке Концепции государственной и национальной идеологии Кыргызстана.

Источники:
http://www.president.kg/print_news/news/734/
Доклад UNDP «Кыргызстан на новом этапе развития»
http://www.gazeta.kg/kgnews/2006/01/04/ideology/