1

5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДО 2010 ГОДА

 

Макроэкономическая политика в рамках КОР нацелена на стабилизацию и рост экономики, что является необходимым условием для сокращения бедности и повышения уровня жизни. Стратегия достижения этой цели подробно изложена в главе 4 настоящего документа, а в части обеспечения экономического роста и развития – в разделе 4.3. Прогноз макроэкономических и связанных с ними показателей до 2010 года приводится в Таблице 1.

 

Важным фактором обеспечения макроэкономической стабильности согласно прогнозу станет снижение  уровня инфляции, измеряемой дефлятором ВВП с 21,5 %  в 2000 году до 6,7 % к 2004 году и  до 4,5 % к 2010 году. Одновременно с этим будет проводиться активная политика  сдерживания роста потребительских цен  на уровне, не превышающем 8 %, а с 2005 года – 5 %.

 

Снижение темпов инфляции  будет достигнуто посредством проведения жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Это  должно привести к стабильности обменного курса и повышению доверия к национальной валюте.

 

Ставится задача постепенного снижения хронического дефицита государственного бюджета, усугубляемого высоким уровнем внешнего долга. Общий дефицит государственного бюджета, который был равен 8,9% ВВП в 2000 году и предположительно составит 5,5% ВВП в 2001 году, будет и далее снижаться до 3 % к 2004 году и 1,8 %  к 2007 году. Основная цель, при таком сокращении дефицита государственного бюджета, заключается в желании не допустить сокращения инвестиционных возможностей частного сектора, предоставить этому сектору больше финансовой свободы для роста. Дефицит государственного бюджета и после 2007 года будет снижаться и достигнет 1,2% ВВП в 2010 году. При этом государственное потребление  в 2010 году  возрастет до 13,4 % к ВВП, обеспечивая, таким образом, растущие потребности общества в поддержании и повышении качества образования и здравоохранения, а также в надлежащем исполнении государством своих основных функций.

 

Общее сокращение дефицита бюджета будет достигнуто за счет увеличения его  доходной части на основе  проведения налоговых реформ, улучшения налогового администрирования, снижения расходов, отмены необоснованных льгот, а также повышения адресности  социальной защиты бедных слоев населения. Будет  значительно повышена эффективность управления бюджетными расходами. Расчеты с государственным бюджетом и Социальным фондом в натуральной форме будут сокращаться, и вскоре будут совсем прекращены. Одновременно будет  повышена эффективность  государственных программ  и  реформ в государственном секторе.

 

Реальный рост ВВП составит в среднем около 5% в год. Учитывая, что  средние темпы роста ВВП  в 1996-2000 годах превысили 5%,  эта цель достижима. По прогнозам, темп роста в 2001 году останется на уровне 5,0%, затем, вследствие необходимой бюджетной консолидации (предполагающей, в частности, увеличение выплат по внешнему долгу и сокращение ПГИ), снизится в 2004 году до 4,6%. После 2003 года, по мере активизации процесса реформ темпы роста будут увеличиваться, достигнув 6,0% в 2010 году. При таких темпах роста ВВП в 2010 году превысит уровень 2001 года в 1,6 раза. ВВП на душу населения за это время возрастет более, чем на 50%.

 

Вместе с тем, следует отметить  наличие значительных внешних и внутренних экономических рисков, которые могут привести к снижению прогнозных показателей. Эти негативные факторы  связаны с географической изолированностью Кыргызстана, неустойчивыми торговыми отношениями и  нестабильным состоянием экономики в соседних странах, а также ограниченным объемом и номенклатурой  экспорта. Для  предотвращения негативного влияния указанных факторов будут приниматься необходимые упреждающие меры.

 

Экономический рост будет обеспечиваться  инвестициями, в первую очередь частными. Валовые внутренние инвестиции, которые составляли 16 % ВВП в 2000 году, по расчетным данным в 2001 году составят 16,7 % и постепенно возрастут до 20,2 % к 2010 году. Вместе с тем, значительно изменится   структура и источники финансирования. Как отмечалось ранее, в основе экономической стратегии предусматривается, что внутренние сбережения и инвестиции частного сектора, поддерживаемые прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), обеспечат замещение  инвестиций, привлекаемых под гарантию Правительства Кыргызской Республики и ПГИ, что создаст условия для экономического роста.

 

Доля государственных инвестиций к ВВП снизится с 7 % в 2001 году до 3,1% в 2007 году. После завершения периода  бюджетной  консолидации, государственные инвестиции  вновь возрастут  до 3,5 % к 2010 году. Часть ПГИ, финансируемая за счет внешних займов, снизится с 6,0% ВВП в 2001 году до 2,9% ВВП в 2010 году, тогда как за это же время частные инвестиции возрастут с 7,5 % до 16,7% ВВП. В этом отношении стратегия КОР предусматривает решительные действия по устранению препятствий на пути частных инвестиций.

 

В соответствии с задачами человеческого развития, описанными выше и, несмотря на общее снижение государственных расходов, надлежащие инвестиции будут направлены в сферу образования и здравоохранения.

 

Учитывая, что в течение времени, охватываемого КОР, доля государственных инвестиций в общем  объеме инвестиций будет снижаться, а доля частных инвестиций – возрастать, увеличатся и частные сбережения. Для обеспечения прогнозируемого уровня внутренних частных инвестиций валовые внутренние сбережения должны возрасти с 9,3% ВВП в 2001 году до 15,5% к 2010. Требуемый рост сбережений будет достигаться на пути реформирования и усиления банковской и финансовой системы страны.

 

В результате кризисных явлений в банковской системе  объем денежной массы снизился с 13,0 % к ВВП в 1999 году до 11,9% к ВВП в 2000 году. Развитие банковского и небанковского сектора сопровождающееся появлением новых финансовых институтов увеличат на рынке объем денежной массы (М2) являющееся показателем глубины финансового сектора практически до 15% к ВВП в 2010 году.

 

Как указано в главе 4, макроэкономическая политика будет направлена на снижение уровня внешнего долга и поддержание международной платежеспособности страны посредством эффективного управления бюджетом.

 

Ключ к экономическому росту страны находится в развитии сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, а также малых и средних предприятий. Эти отрасли расширят базу роста и направят его на благо бедных, снижая чрезмерную зависимость экономики от ситуации в отдельных отраслях.

 

Ожидается, что доля сельского хозяйства, которая в 2001 году будет составлять 38,5 % к ВВП, сократится до 30,6% к ВВП в 2010 году. Постепенное сокращение удельного веса этой отрасли объясняется тем, что будет происходить интенсивное развитие других отраслей, таких как сфера услуг и промышленность. Доля сектора услуг, большей частью которого являются предприятия  малого и среднего бизнеса, в 2001 году составит 32,5 % ВВП, а  в 2010 году возрастет до 38,0 % к ВВП. Вклад промышленного сектора, включая горнодобывающую промышленность,  в производство ВВП увеличится с 21,2 % в 2001 году до 23,2 % в 2010 году.

 

Кыргызстан имеет значительный потенциал для дальнейшего развития и привлечения иностранных инвестиций в гидроэлектроэнергетику и горнодобывающую промышленность (в частности, в производство золота). Для обеспечения притока ПИИ будет совершенствоваться нормативно-правовая база. Кроме того, будут развиваться новые экспортные рынки гидроэнергетики.

 

Либеральная внешняя политика государства, максимальное использование преимуществ, предоставляемых членством в ВТО и возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством, позволят стране к 2010 году более, чем на треть увеличить объемы экспорта. При этом доля экспорта в ВВП снизится с 40,7% в 2001 году до 37,3% в 2010 году. Эти прогнозы учитывают текущий производственный график горнодобывающей компании «Кумтор» (которая производит одну треть экспортной продукции и 16% ВВП страны), перспективные новые проекты по добыче золота, а также рост экспорта других товаров и услуг, что зависит от способности страны привлекать прямые инвестиции, ориентированные на экспорт.

 

Электроэнергетика является другим значительным источником экспортных доходов. Возможности экспорта электроэнергетики во многом зависит от расширения рынков сбыта в страны СНГ, Китай и др. Кроме того, максимальное использование потенциала данной отрасли зависит от эффективности ее реструктуризации. 

 

Значительный экспортный доход дает также сельское хозяйство (особенно хлопок и табак). Республика обладает значительным потенциалом в области развития туризма. Именно развитие этой отрасли может дать существенный толчок экономическому росту в будущем. В целом для развития экспорта будет проводиться политика по сокращению бюрократических барьеров, а также будет развиваться сотрудничество с соседними государствами по развитию регионального транзита.

 

Доля импорта в ВВП, по прогнозам, будет устойчиво снижаться с 48,2 % в 2001 году до 42 % в 2010 году, отражая ожидаемое замещение импорта на основе реформирования энергетического сектора и увеличения тарифов на импортируемый газ. Помимо этого ожидается, что импорт потребительских товаров снизится, так как все больше сельскохозяйственной продукции будет перерабатываться внутри страны. Ожидается, что в структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров.

 

Сальдо текущего счета платежного баланса, составившее -14,8% ВВП в 1999 году и улучшившееся в 2000 году до -5,1%, как ожидается, останется отрицательным, что характерно для стран со сравнимым уровнем развития. По прогнозу ожидается, что в 2001 году оно ухудшится до –7,9%, а затем начнет постепенно улучшаться и достигнет уровня –6,3% в 2003 году.

 

После разового ухудшения в 2004 году до –10%, сальдо текущего счета будет устойчиво улучшаться до -5,4% в 2010 году. Дефицит текущего счета будет покрываться за счет ПИИ и внешних заимствований. Улучшение ситуации с текущим счетом и обслуживанием внешнего долга должно привести к стабилизации обменного курса.

 

Валовые резервы, выражаемые в месяцах  импорта товаров и услуг, которые составят 4,1 месяцев в 2001 году, снизятся до 3,5 месяцев за период между 2007 и 2010 годами.

 

Ожидается, что в течение следующих трех-четырех лет расходы на обслуживание долга будут высокими. В связи с этим будет продолжена работа по  реструктуризации долга. Прогноз предусматривает, что долг государства снизится с уровня свыше 125,3 % к ВВП в 2001 году до 72 % к ВВП в 2010 году. Расходы на обслуживание долга сократятся с 35 % годового экспорта в 2001 году до 8,3% в 2010 году. За этот же период времени выплаты основной суммы долга снизятся с 11,5% до 2,2% ВВП. Эти улучшения в ситуации с внешним долгом будут достигнуты за счет осуществления мер стратегии.

 

Эффективная реализация стратегии КОР в конечном итоге должна дать более высокий рост дохода на душу населения, в основном за счет улучшения положения в сельской местности, а также  выравнивания доходов.

 

Прогнозы показывают, что частное потребление на душу населения в 2001-10 гг. возрастет примерно на треть. Тем самым будет создана реальная основа для сокращения общего уровня бедности, в том числе и крайней бедности. Ожидается, что  общий уровень бедности, будет устойчиво снижаться на протяжении десяти лет  с 52,3% в 2000 году до 26,5 % в 2010 году. Прогнозы также показывают, что уровень безработицы снизится с 11 % в 2001 году до 6,4 % к 2010 году.

 



 1 Расчеты проведены с использованием модели Всемирного Банка RMSM-X