1

Доступ к качественным услугам образования

1.            За последние годы система образования подверглась широкомасштабным реформам на всех уровнях обучения. Благодаря взвешенной политике реформ за сравнительно короткий период национальной системе образования удалось сохранить устойчивость развития системы, обеспечить многообразие образовательных программ, предложить альтернативные формы и новые технологии обучения, добиться многоканальности финансирования.
2.            Ключевыми приоритетами в развитии сферы образования в Кыргызской Республике являются его доступность и качество. Они всегда были в центре внимания, и сегодня составляют основное содержание образовательных реформ. В рамках данных приоритетов предполагается решение следующих стратегических задач:
·                обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении образования на всех уровнях;
·                создание механизмов гарантий качества образования.
3.            Сегодня в системе образования Кыргызстана действуют 407 дошкольных учреждений с общим количеством детей — 51914. Школьное образование осуществляется в 2014 школах, в которых обучаются почти 1 миллион 117 тысяч учащихся. К настоящему моменту в стране действует более 400 школ нового типа: гимназии, лицеи, авторские школы, школы — экспериментальные площадки и др., которые являются катализаторами распространения инновационных идей, способствующих становлению личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе.
Имеется достаточно развитая сеть дополнительного образования, которым охвачено 76 тысяч детей и подростков.
4.            В системе высшего образования в настоящее время действует 43 ВУЗа, в которых учится более 180 тысяч студентов. По сравнению с дореформенным периодом удвоилось количество специальностей (теперь их свыше 200), по которым ведется подготовка специалистов с высшим образованием. Введены разноуровневые программы обучения. Программа подготовки бакалавров реализуется в 16 ВУЗах, магистерские программы — в 5 ВУЗах.
Созданы условия для конкуренции высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Расширяются международные связи, установлены тесные контакты не только со странами СНГ, но и с 28 странами дальнего зарубежья. Около трех тысяч молодых кыргызстанцев, используя возможности Президентской Программы «Кадры 21 века» и международных соглашений, обучаются за рубежом.
Осваиваются новые технологии, предусматривающие активные формы обучения, ориентацию на развитие творческих склонностей и способностей студентов. Происходит переориентация высшего и профессионально-технического образования на нужды новых экономических условий и рынка труда.
5.            Набирает темпы негосударственный сектор образования. Сегодня в республике он представлен 31 частной школой, в которых обучаются 3077 учащихся, и 14 высшими учебными заведениями с контингентом свыше 12 тысяч студентов.
6.            С углублением процесса рыночных преобразований в системе образования обозначился целый ряд серьёзных проблем.
Сегодня наиболее уязвимым оказался уровень дошкольного образования. В настоящее время программами развития в дошкольном возрасте охвачено всего около 10% детей, что, естественно, снижает качественные показатели готовности детей к школе и свидетельствует о недоступности данного вида услуг для большинства населения республики. Надежды на то, что потребность в дошкольном образовании будет покрыта за счет негосударственного сектора, не оправдались. Частные дошкольные учреждения исчисляются единицами, система гувернирования не распространилась и не прижилась.
Серьезной проблемой переходного периода стала доступность школьного образования. За все годы суверенитета общий показатель охвата школьным образованием был достаточно высок, но, несмотря на это, добиться полного охвата детей и подростков школьного возраста обучением не удалось.
Однако многие исследования, проводимые по проектам ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Фонда «Спасите детей» и др., свидетельствуют, что эта цифра значительно выше, она не учитывает скрытого отсева (длительного непосещения школы). Особенно это показательно для семей с низкими доходами, которые не в состоянии обеспечить ребенка книгами, письменными принадлежностями, школьной формой и т.п., а также оказать помощь ребенку в обучении, создав в семье и школе благоприятную для него среду. Снижение образовательного уровня отрицательно сказывается на возможностях развития страны и сокращения бедности.
Обновление содержания образования поставило на повестку дня проблемы перегрузки детей, несоответствия стандартов содержанию образования и обеспечения учебного процесса современными учебниками. Учебники, учебные пособия и другая дидактическая литература долгое время не обновлялись. Возросший спрос на вариативные учебники не удовлетворялся. Устарела материально-техническая база учреждений дошкольного и среднего образования.
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, составляющих более 80% от всех общеобразовательных школ страны. В результате реформ изменился ее статус, она стала в большей части региональной. Региональные бюджеты во многих случаях оказались не в состоянии нести нагрузку по системе образования. В связи с этим часть расходов на образование перекладывается на семьи обучающихся, что повсеместно сказалось на бедных слоях населения, снижении возможности детей из бедных семей получать доступ к качественным образовательным услугам. Разрыв в качестве образования между учащимися сельских и городских школ, всегда существовавший в системе образования, дополнился разрывом между богатыми и бедными.
Возникла проблема с обеспечением педагогическими кадрами. Зарплата учителей остается очень низкой, социальный престиж педагогической профессии невысок. Все это серьезно сказалось на показателях качества развития системы школьного образования.
В системе высшей школы до сих пор не решены проблемы качества. Не отработаны механизмы лицензирования, аккредитации и аттестации вузов.
Другой проблемой является трудоустройство. Получение высшего или среднего профессионального образования не гарантирует молодым людям, что они не столкнутся с трудностями в трудоустройстве. Ежегодно увеличивается число выпускников ВУЗов, которые не могут трудоустроиться. Если в 2000 году оно составляло 15.1 тыс. человек, то уже в 2001 году достигло 17.9 тыс. Эти данные свидетельствуют, о том, что система образования все еще недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда.
С углублением рыночных отношений и переходом вузов на контрактную форму финансирования обучения, появилась вероятность исключения отдельной части молодежи из сферы высшего образования из-за его высокой стоимости. Поэтому начали отрабатываться новые принципы приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения, а также вопросы предоставления обучения одаренной молодежи на грантовой основе.
Не менее важная проблема — это педагогические кадры. Старение педагогического корпуса и невысокий инновационный потенциал работающих преподавателей влечет за собой снижение качественного уровня обучения.
Не отлажена система непрерывного образования и повышения квалификации взрослых людей.
7.            Снизилось финансирование системы образования (1991г. – 6.1 % ВВП, 2001 г. – 4.2 % ВВП), что сказалось на бюджете образовательных учреждений.
8.            Управление в системе образования построено по функциональному принципу. В ходе реформ были сокращены региональные подразделения и изменены функции министерства. Изменение требований к образованности населения требует корректировки целей образования, совершенствования методологии и методик преподавания предметов. К сожалению, низкая заработная плата не позволяет привлечь в систему образования наиболее подготовленные к требованиям времени кадры. Этим же обусловлена их высокая текучесть и дефицит. На сегодняшний день есть проблема с переподготовкой педагогов на всех уровнях образовательной системы республики, с учетом требований владения новыми технологиями в образовании, новыми информационными технологиями и новыми технологиями в области управления.
Неэффективное распределение выделяемых государственных средств создает условия для коррупции в сфере образования.
Переход к многообразию типов и видов образовательных программ, а также образовательных учреждений усложнил задачу определения качества образования. Насущной проблемой становится регулярный непрерывный мониторинг и оценка хода образовательного процесса, корректировка учебных программ по результатам обследований. Децентрализация управления без внедрения эффективного контроллинга со стороны министерства привела к ухудшению состояния образования в сельских районах. Ухудшилась обратная связь по управлению между центром и регионами. Слабая маркетинговая деятельность привела к дисбалансу между спросом и предложением на рынке труда, и явилась косвенным фактором увеличения безработицы.
9.            Целью в сфере образования является сохранение высокого уровня образованности населения на основе обеспечения доступности и качества образования.
10.          Выработка механизмов и путей успешного решения существующих проблем составляет основу политики реформирования сектора образования в 2003-2005 годы.
Стратегия стабилизации в сфере образования направлена на обеспечение конституционных гарантий доступности и равных возможностей всем категориям населения в получении качественного образования на всех уровнях для удовлетворения образовательных запросов развивающейся личности.
Для закрепления достигнутых результатов реформирования в сфере образования намечено:
·                усовершенствование нормативно-правовой базы функционирования системы образования КР для обеспечения равных возможностей в получении образования различными слоями населения;
·                сохранение сети дошкольных учреждений различных форм с привлечением государственных, муниципальных и альтернативных бюджетов;
·                создание равных условий для обучения детей обоих полов и с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях всех уровней;
·                совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов;
·                совершенствование учебных планов и программ, снижение учебной нагрузки школьников, создание среды обучения, благоприятной для ребенка;
·                усовершенствование механизмов оценки и гарантии качества;
·                обеспечение финансовой транспарентности на всех уровнях системы образования;
·                разработка механизмов государственной финансовой поддержки обучаемых на принципах ее адресности и грантового финансирования высшего образования;
·                поддержка инфраструктуры сельской школы;
·                совершенствование механизма финансирования производства учебников и учебных материалов;
·                совершенствование управления и администрирования в сфере образования.
11.          Механизмы реализации стратегии стабилизации включают:
·                разработку и принятие нового Закона «Об образовании», модельных законов о всех уровнях образования, «Об образовании лиц с ограниченными возможностями», «О внешкольном образовании», «Об образовании взрослых»;
·                совершенствование механизмов «социального партнерства» с частным и некоммерческим сектором Кыргызстана по вопросам образования;
·                углубление сотрудничества с международными и донорскими организациями для развития образовательных программ;
·                проведение постоянных общественных слушаний на местах по состоянию образования и финансовой отчетности с привлечением общественности, НПО, частных предпринимателей.
12.          Стратегия развития образования направлена на обеспечение высокого качества образовательных услуг и современных стандартов. Необходимо осуществлять подготовку кадров новой формации, отвечающих требованиям и реалиям современности, которые будут содействовать экономическому подъему страны и устойчивому человеческому развитию.
13.          Политика мер в перспективный период в области образования будет направлена на:
В области дошкольного образования:
·                развитие альтернативных форм дошкольного образования путем более широкого активного вовлечения родительской общественности, местных сообществ, социальных партнеров, привлечения средств родителей, спонсоров, международных организаций;
·                совершенствование государственных стандартов дошкольного образования;
·                увеличение охвата детей системой дошкольной подготовки.
В области общего среднего образования:
·                обеспечение доступности базового образования путем адресной поддержки школьников из социально незащищенных слоев населения через Общественные фонды поддержки образования, за счет привлечения средств местных сообществ, спонсоров;
·                расширение инклюзивного образования путем создания альтернативных учреждений школьного образования, обеспечение приема детей со специальными нуждами в массовую школу по месту жительства;
·                поддержку развития инфраструктуры школ;
·                совершенствование государственных стандартов образования с более глубокой ориентацией на умения и навыки;
·                введение общереспубликанского тестирования, совмещающего выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вузе;
·                постепенную интеграцию общего среднего образования и профессионального образования.
В области высшего образования:
·                качественную подготовку специалистов с учетом требований рынка труда;
·                введение института аккредитации и совершенствование системы лицензирования и аттестации;
·                интеграцию в международное образовательное пространство путем расширения международных связей, подписания соглашений;
·                грантовую поддержку студентов из малообеспеченных семей, квотирование бюджетных мест для выпускников из сельской местности.
Механизмы реализации стратегии развития предполагают:
·                создание соответствующей нормативно-правовой базы для развития системы образования для предоставления экспорта образовательных услуг;
·                переход на 12-летний срок обучения в пределах выделенных средств на сферу школьного образования, привлечение средств международных организаций;
·                обеспечение транспарентности использования финансовых средств путем создания попечительских советов, финансовых комитетов;
·                укрепление механизмов гарантии качества путем внедрения единого национального тестирования, создание независимых тестовых компаний;
·                развитие всех форм финансирования системы образования, стимулирование благотворительной и меценатской деятельности в сфере образования, повышение эффективности использования финансовых средств;
·                развитие и укрепление научной базы ВУЗов и создание новых научных, научно-производственных институтов, центров, лабораторий, соответствующих уровню мировых критерий;
·                совершенствование телекоммуникационных технологий в сфере предоставления образовательных услуг, также развитие и внедрение дистанционных форм обучения.
14.          Проведение последовательной политики реформирования сектора образования позволит достичь следующих результатов:
·                обеспечить доступ всем слоям населения к качественному образованию;
·                привести образовательную систему Кыргызстана в соответствие с мировыми стандартами;
·                изменить содержание и технологии обучения с учетом устойчивого человеческого развития;
·                добиться качественных изменений в подготовке и профессиональной деятельности учителей;
·                снизить функциональную неграмотность взрослого населения;
·                повысить качество жизни через улучшение показателей качества в образовании.
Реформирование системы образования будет осуществляться в рамках Концепции по развитию образования в Кыргызской Республике до 2010 года.