1

РАЗДЕЛ VIII. ПАРТНЕРСТВО И УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НССБ


 
1.     Проблема бедности – это проблема национального значения. Ее решение возможно только на основе целенаправленных усилий государства и общества, каждого гражданина Кыргызстана. Важное значение в преодолении бедности имеет поддержка и помощь, оказываемая международным сообществом.
 
Процесс подготовки и реализации КОР и НССБ является уникальным для Кыргызстана. Он основан на конструктивном диалоге и партнерском взаимодействии всех ветвей государственной власти и гражданского общества, частного сектора, при поддержке донорского сообщества в достижении поставленных целей.
 
Главной целью процесса участия в подготовке и реализации КОР/НССБ, сформулированной еще в 1999 году, на начальном этапе работы, является консолидация усилий государственных, негосударственных структур и международных организаций для постепенного снижения бедности и устойчивого экономического роста на основе консенсуса, активного и конструктивного партнерства и сотрудничества.
 
2.     Проводимая работа и результаты формирования и реализации КОР/НССБ свидетельствуют о высоком уровне партнерства и участия в процессе преодоления бедности и создании условий для устойчивого экономического роста и социального развития.
 
В Кыргызской Республике сформировались эффективные формы, механизмы и методы партнерства и участия в рамках КОР/НССБ.
 
К наиболее эффективным формам партнерства и участия в рамках КОР/НССБ в Кыргызской Республике относятся:
·                национальные форумы и национальные собрания, народные курултаи, «круглые столы» с участием представителей всех ветвей власти, неправительственных организаций, частного сектора, международных организаций, на которых рассматриваются проблемы национального уровня, обсуждаются намечаемые меры политики по разным направлениям развития страны;
·                региональные форумы, курултаи, сельские сходы, собрания местных сообществ, на которых рассматриваются проблемы регионов и местных сообществ;
·                обучающие семинары, тренинги, совещания, проводимые во всех регионах страны с участием представителей государственных структур, неправительственных организаций и их ассоциаций, на которых обсуждаются конкретные секторальные, региональные проблемы и вырабатываются меры по их решению, что также способствует повышению профессионального потенциала участников;
·                создание советов при Президенте, Премьер-министре, Правительстве Кыргызской Республики, различных государственных органах по приоритетным направлениям комплексного развития.
 
В ходе подготовки и реализации КОР/НССБ наиболее эффективными механизмами и методами партнерства и участия в Кыргызстане стали:
·                участие представителей государственных структур, неправительственных организаций и частного сектора в рабочих экспертных группах по подготовке полной редакции НССБ как на национальном, так и на региональном уровнях;
·                участие неправительственных организаций в подготовке законов и других нормативных правовых актов, связанных с проведением комплексных реформ в государстве и обществе;
·                совместное с государственными структурами, а также самостоятельное проведение исследований, обследований, обзоров, анкетных опросов по основным направлениям КОР/НССБ, с подготовкой на их основе предложений и мер политики;
·                участие в мониторинге и оценке результатов реализации КОР/НССБ;
·                разработка и реализация конкретных проектов, связанных с сокращением бедности, человеческим развитием, осуществляемых на грантовой основе при поддержке международных организаций;
·                активное участие неправительственных организаций, частного сектора в социальной мобилизации граждан, создании ассоциаций, групп взаимопомощи, благотворительных акциях, направленных на сокращение бедности, поддержку нуждающихся и создание условий для развития;
·                проведение различных конкурсов с участием школьников, студентов, ученых по исследованию проблем, связанных с КОР/НССБ;
·                проведение творческих конкурсов по пропаганде идей устойчивого человеческого развития и освещению хода подготовки и реализации КОР/НССБ с участием средств массовой информации и т.д.
 
3.     В целях определения вклада гражданского общества в процесс реализации НССБ и КОР была проведена серия «круглых столов» во всех областях республики. Представители гражданского общества предложили свои формы и механизмы участия в реализации, мониторинге и оценке НССБ и КОР. Представители гражданского общества видят свое участие в информировании населения о ходе реализации НССБ и КОР, в определении потребностей населения, в укреплении демократических основ общества и построении правового государства, в содействии развитию образования, науки, здравоохранения, занятости, сельского хозяйства, микрокредитования, малого и среднего бизнеса, в поддержке социально уязвимых и беднейших слоев населения, а также в решении проблем экологии. Более того, была предложена помощь в совместном планировании и реализации программ и проектов на уровне местных органов власти и в составлении бюджета, а также была выражена большая заинтересованность в совместном мониторинге и оценке результатов реализации НССБ и КОР. По результатам процесса участия и партнерства всех слоев общества был подготовлен План партнерства, в котором более детально описывается процесс участия различных структур в разработке НССБ и КОР, а также на основе прошедших «круглых столов» с гражданским обществом предложены формы и механизмы участия заинтересованных сторон в реализации и мониторинге программ.
 
4.     Для определения основы для будущего партнерства всех структур в реализации НССБ и КОР была разработана Матрица партнерства (см. Приложение Х), которая предусматривает следующие направления партнерства и участия:
·                распространение информации;
·                проведение регулярных консультаций и обсуждений;
·                широкое вовлечение всех структур в реализацию, мониторинг и оценку;
·                обеспечение прозрачности и подотчетности;
·                повышение ответственности заинтересованных структур;
·                усиление потенциала заинтересованных сторон;
·                воспитание и усиление чувства причастности к программам;
·                достижение консенсуса среди общества;
·                ориентация на достижение результатов.
 
Матрица партнерства будет использована на всех этапах реализации НССБ в качестве базового документа для планирования совместных мероприятий органов государственной власти, неправительственных организаций и частного сектора.
 
5.     Неправительственные организации и частный сектор могут внести большой вклад в развитие на уровне местных общин. Схемы конструктивного взаимодействия общества, НПО и власти хорошо зарекомендовали себя на примере осуществления проектов по водоснабжению, реабилитации объектов социально-культурной сферы, социальной мобилизации, и т.п. Привлечение общества к управлению имеет глубокие корни в народных традициях Кыргызской Республики. Использование этого опыта поможет сформировать современные формы и методы участия общества в развитии территорий и контроля над деятельностью местной власти, например, на основе трехсторонних комиссий, в которые входят представители местной власти, аксакалы и НПО.
 
6.     Одной из задач в рамках реализации НССБ, решаемых с помощью НПО, является расширение обратной связи между органами государственной власти и общественностью путем информационного обеспечения НССБ через проведение общественных кампаний по разъяснению и популяризации содержания документа среди населения. НПО будут информировать о полученных результатах, участвовать в мониторинге и оценке НССБ, изучать общественное мнение по имеющимся проблемам с целью последующего внесения в программу необходимых корректировок. НПО накопили значительный опыт и могут с успехом проводить региональные (областные), городские, районные информационно-консультативные встречи с представителями всех участников реализации НССБ.
 
7.     Неправительственные организации внесут вклад в поддержку социально уязвимых слоев общества путем:
·                участия в исследованиях с привлечением к исследовательскому процессу беднейших и бедных слоев населения для совместного определения социальноуязвимых слоев с целью предоставления им адресной социальной помощи;
·                проведения общественных кампаний для привлечения внимания широкой общественности и Правительства к существующим проблемам социальноуязвимых слоев населения;
·                поддержки приоритетов гендерного равенства за счет участия со стороны женских неправительственных организаций;
·                интеграции инвалидов в общество путем создания общественных центров по трудоустройству и реабилитационных центров для инвалидов;
·                продвижения интересов социальноуязвимых слоев населения путем разработки и внесения поправок в действующее законодательство и подзаконные акты по пенсионному обеспечению, по методике определения нуждающихся граждан, по адресной социальной защите;
·                участия в мониторинге процесса распределения гуманитарной помощи с участием представителей всех секторов гражданского общества.
 
8.     Опыт неправительственных организаций будет полезен при решении социально-экономических проблем на местном уровне путем оказания консультативных услуг, совместного планирования и реализации партнерских проектов с органами местной власти, включающих социальную мобилизацию местных общин с привлечением внутренних и внешних ресурсов.
 
9.     Укрепление демократических основ и построение правового общества как одно из приоритетных направлений деятельности неправительственных организаций выражено в его участии по следующим направлениям:
·                повышение правовой грамотности населения через проведение «круглых столов», семинаров, обучающих проектов и программ, повышающих гражданское образование населения;
·                создание общественных юридических консультационных пунктов;
·                введение в практику общественных обсуждений законопроектов, затрагивающих основные стороны жизнедеятельности населения, участие представителей НПО в заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики при их обсуждении и принятии;
·                совершенствование общественных и государственных механизмов реализации прав и свобод человека путем их совместной оценки.
 
10.  В рамках таких стратегических направлений НССБ, как внедрение общественного контроля над деятельностью органов государственного и местного самоуправления и вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений, НПО примут участие в проведении на регулярной основе общественных бюджетных слушаний с участием всех секторов общества и в последующем, в обеспечении общественного контроля над расходованием бюджетных средств согласно предварительно утвержденному бюджету, путем принятия участия в деятельности ревизионных комиссий и других антикоррупционных мероприятиях.
 
11.  Немаловажной является роль НПО в процессе децентрализации путем участия в мониторинге за соблюдением прозрачности выборов органов местного самоуправления. Эта работа может быть осуществлена путем создания наблюдательных общественных комитетов с участием НПО, которые будут проводить исследования по определению качества работы государственных органов с целью его повышения.
 
12.  НПО внесут вклад в распространение положительного опыта микрокредитования через предоставление консультаций гражданам, представителям индивидуального и малого предпрнинимательства по вопросам получения кредитов, содействие группам взаимопомощи и кредитным союзам.
 
13.  В сфере здравоохранения роль НПО заключается в обеспечении доступа населения к качественному первичному бесплатному медицинскому обслуживанию за счет мониторинга распределения средств Фонда обязательного медицинского страхования и отслеживания процесса предоставления бесплатного медицинского обслуживания с целью выявления его качественного уровня, путем развития партнерских отношений между государственными учреждениями здравоохранения и НПО, работающими в сфере здравоохранения и защищающими интересы больных, участия в разработке законопроекта по здравоохранению, а также совместных проектов в сфере санитарии и гигиены.
 
14.  В области экологии и охраны окружающей среды НПО примут участие в обеспечении долгосрочной экологической устойчивости путем создания национальной системы экологического мониторинга, содействия эффективной охране окружающей среды, проведения разъяснительной работы среди населения, участия в реализации и оценке экологических проектов по сохранению биоразнообразия, производству и экспорту экологически чистых продуктов, а также организации информационных кампаний среди общественности и государственных структур по преимуществу использования альтернативных источников энергии.
 
15.  Участие НПО в решении проблем сельского хозяйства отражается в продвижении и защите интересов фермерства через создание и развитие общественных ассоциаций в аграрном секторе, содействии повышению эффективности сельскохозяйственного производства и переработки продуктов путем усовершенствования правовой базы рыночных реформ, организации обучения фермеров и оказании консультативных услуг с участием всех заинтересованных институтов общества.
 
16.  Совместно с частным и государственным сектором планируется создание общественных служб занятости и новых рабочих мест путем разработки проектов по развитию доходоприносящей деятельности.
 
17.  Органам государственного управления и гражданскому обществу предстоит совместно принять меры для создания такого социального и политического климата, в котором преимущества политики, ориентированной на защиту интересов бедных, будут признаны всем обществом.
 
Реформирование органов государственной власти должно обеспечить прозрачность и подотчетность этих институтов обществу. Это связано с предоставлением общественности более полной информации, необходимой для мониторинга и оценки деятельности государственных структур. Будет укрепляться политика открытости работы государственных органов власти, неправительственных организаций и частного сектора.
 
18.  Регулярные отчеты по реализации НССБ будут публиковаться в СМИ. Намечено проведение информационных кампаний с целью выявления наиболее успешной и эффективной практики решения вопросов бедности на местах и распространение положительного опыта в других регионах республики.
 
Широкие гражданские свободы, сотрудничество между всеми секторами общества, независимая пресса и сильное гражданское общество – непременные условия успешного выполнения Национальной стратегии сокращения бедности. Привлекая внимание к тяжелому положению бедных и беднейших слоев населения и стимулируя открытое обсуждение стоящих за этим проблем, пресса и гражданское общество в рамках тесного сотрудничества с государством вырабатывают социальноприемлемые пути борьбы с бедностью.