1

D. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОЛИТИКИ

 
 
4.23. Одним из важнейших аспектов развития является обеспечение его безопасности. Особое внимание Кыргызстаном уделяется безопасности военно-политической обстановки, вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом в регионе. Кыргызстан активно участвует в рамках Договора о коллективной безопасности стран-участниц СНГ и Шанхайской Организации Сотрудничества. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности действуют коллективные силы быстрого реагирования, в том числе военно-воздушная компонента вооруженных сил Российской Федерации. В целях противодействия терроризму осуществляются соответствующие меры предупреждения и оперативного силового реагирования на возникающие угрозы. Именно для этого в Кыргызстане размещена также военная база «Ганси» Антитеррористической коалиции. Кыргызстан заключил двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия терроризму и международной преступности с 11 странами. Создание условий для безопасного развития предполагает активное противодействие религиозному экстремизму. В рамках реализации Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» составлен «Список религиозных организаций и экстремистских групп, общественных объединений, представляющих угрозу безопасности страны» для последующего внесения в перечень запрещенных  организаций. Сложная обстановка наблюдается в обеспечении личной и имущественной безопасности. В 2004 году наблюдался рост количества преступлений, а показатели раскрываемости преступлений низки, в целом по республике они  не превышают 58,0%. Противодействие преступности требует конструктивных и системных шагов в рамках государственной политики. В этой связи Правительство готовит проект программы по борьбе с преступностью. Наблюдается устойчивый рост преступлений, связанных с потреблением, распространением, транзитом  наркотиков. В 2004 году приняты новые программные документы — Концепция и Национальная программа по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков на период до 2010 года. В республике функционирует Агентство по контролю наркотиков.
 
4.24. Серьезной задачей для Кыргызской Республики является безопасность окружающей среды и рациональное природопользование. Цели, поставленные в данной сфере, были направлены  на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций  и ликвидацию последствий стихийных бедствий. В условиях ограниченности средств система защиты от чрезвычайных ситуаций должна быть максимально эффективной и рациональной. В целях продвижения этого вопроса начаты подготовительные работы по созданию Центра управления кризисными ситуациями, как центрального органа, предназначенного для сбора и анализа информаций оперативного реагирования, усиления взаимодействий государственных структур на чрезвычайные  ситуации. Разработаны и начали реализовываться программы по обеспечению безопасности от оползней, по обеспечению защиты от опасностей прорыва плотин высокогорных озер, искусственных водоемов и дамб хвостохранилищ, по обеспечению сейсмической безопасности, по обеспечению защиты от подтоплений. Как последствия советского периода в Кыргызстане по-прежнему актуальна проблема реабилитации радиоактивных хвостохранилищ, хотя и было сделано многое при поддержке международного сообщества. В 2004 году Кыргызская Республика вступила в члены МАГАТЭ и в настоящее время ведется работа по подготовке к подписанию международной конвенции по ядерной безопасности. Усилия правительства также были направлены на совершенствование природоохранного законодательства, обеспечение системами водоснабжения и канализации, сохранение биоразнообразия. Несмотря на предпринимаемые меры, экологическая ситуация не улучшается и в сфере рационального использования ресурсов сохраняются многочисленные проблемы. Продолжается процесс истощения и деградации практически всех жизнеобеспечивающих природных ресурсов: земельных, водных, лесных, биологических. Более 90% территории республики имеют четко выраженную тенденцию к опустыниванию. Тревогу вызывает состояние и перспективы сохранения и возобновления водных ресурсов республики. Остается сложная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой, обеспеченность населения чистой водой составляет 81%. Для улучшения состояния водных экосистем, оптимизации водного законодательства с учетом международных правовых норм разработан и принят Водный Кодекс КР. Требует пристального внимание восстановления горных и лесных экосистем.
 
4.25. В сфере гендерной политики в течение отчетного периода во исполнение задач, определенных  Национальным планом действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2002-2006 годы, был осуществлен многоуровневый комплекс мероприятий, как на республиканском уровне, так и на уровне местных государственных администраций. Одним из значительных достижений этих лет стало принятие и совершенствование механизмов реализации двух Законов Кыргызской Республики: «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства» и «О социально-правовой защите от насилия в семье», являющихся подтверждением политической воли государства и позволивших обозначить стандарты гендерного равенства, в соответствие с которыми должна быть приведена вся нормативно-правовая база. Однако, несмотря на все усилия, предпринятые в Кыргызской Республике государственными органами, неправительственными и международными организациями, а также местным сообществом, процесс продвижения гендерной политики в течение отчетного периода встретил ряд препятствий. Так, сохраняются значительные гендерные различия на уровне принятия решений в плане меньшего доступа женщин к различным управленческим структурам и возможностям влиять на их деятельность. Существующее гендерное неравенство на рынке труда определяет более низкую востребованность профессионально подготовленных кадров женщин по сравнению с мужчинами–профессионалами, поэтому сохраняется вертикальная и горизонтальная трудовая сегрегация и дисбаланс между женщинами и мужчинами в области получения доходов. Имеет место насилие в отношении женщин, что связано с латентностью многих его видов, недостаточной эффективностью системы предупредительных действий, существованием традиционных гендерных стереотипов. Для дальнейшего прогресса в данной области необходимо при разработке следующей НССБ обеспечить применение комплексного гендерного подхода в каждой из секторальных сфер и отражение в ней текущих гендерных вопросов и приоритетов Национального плана действий по достижению гендерного равенства, способствующих ускорению реализации на практике экономических, социально-культурных, организационных и иных мер по укреплению таких социально-правовых институтов, как семья, материнство и отцовство, труд и социальная защита женщин и мужчин, а также – укреплению институционального механизма по достижению гендерного равенства.