1

С. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 
4.17. Основной целью реализуемых в рамках КОР и НССБ действий по совершенствованию системы государственной власти  было повышение качества предоставляемых государственных услуг и повышение эффективности управления использования результатов, полученных от экономического роста. Стремление к созданию эффективной и демократической системы управления привело к осуществлению целого комплекса мер по следующим направлениям: совершенствованию законодательства, снижению коррупции, децентрализации и развитию местного самоуправления, преобразованию органов исполнительной власти, реформированию судебной системы и правоохранительных институтов, внедрению современных принципов государственной службы.
4.18. Одним из кардинальных преобразования является конституционные преобразования. В феврале 2003 года подписан Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», согласно которому были перераспределены полномочия между исполнительной, законодательной, судебной ветвями государственной власти. Реформирование структуры Жогорку Кенеша повлекло за собой создание однопалатного парламента в составе 75 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам. Новая редакция Конституции позволила добиться единства судов в сферах уголовного, гражданского, административного и экономического судопроизводства путем объединения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, усилить полномочия и роль Верховного суда в качестве высшего судебного органа, назначать судей местных судов Президентом КР с согласия Жогорку Кенеша КР. В ноябре 2005 года вынесен на общенародное обсуждение разработанный Конституционным совещанием законопроект о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
4.19. В соответствии со Стратегией реформирования системы государственного управления, утвержденной Указом Президента, в 2005 году был завершен первый этап административной реформы по итогам трехлетней работы. Проведен функциональный анализ во всех республиканских и местных органах власти, а также органах местного самоуправления. Особое внимание уделялось выявлению и упразднению дублирующих и устаревших структур управления и функций, не отвечающим условиям рыночной экономики, совершенствованию структуры органов государственного управления, определению оптимальной штатной численности работников. По результатам проведенной работы разработана и утверждена новая структура Правительства Кыргызской Республики и центральных органов управления. Кроме того, в целях дальнейшего углубления административной реформы в ноябре 2005 года подписан Указ Президента КР «Об оптимизации структуры государственных органов Кыргызской Республики», в соответствии с которым численность работников государственных органов управления сокращается на 5,5 тыс. единиц, высвобождается 1,2 тыс. единиц служебного автотранспорта, что приведет к снижению общих расходов на содержание аппарата. В целях создания единой и эффективной системы управления государственной службой в 2004 году было образовано Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы. С принятием Закона о государственной службе государственные должности были подразделены на политические и административные.  В ряде государственных органов была введена высшая административная должность статс-секретаря, в связи с чем, кардинальным образом меняется распределение ролей и функций внутри государственных органов, создаются условия для обеспечения стабильности государственной службы. В апреле 2005 года утвержден Реестр государственных должностей, которым определен полный перечень политических, административных и специальных должностей. Правительство начало работу по изучению и внедрению принципов работы, основанных на бизнес-процессах. Целью реализуемых действий в данной сфере является переход от управления, характеризующегося избыточным государственным вмешательством и зарегулированностью к качественному, стимулирующему развитие управлению. Необходимо внедрение технологий процессного и проектного управления, современных информационных технологий, принципов «электронного правительства». Вместе с тем, в исполнительной ветви власти все еще не решен ряд проблем:  усиление прозрачности и подотчетности государственного сектора, повышение представительства и участия гражданского общества в общественных делах, усиление полномочий местных властей, повышение качества и профессионализма государственных служащих, введение современных систем и технологий управления в государственном секторе.
4.20. Целью децентрализации и развития местного самоуправления является оптимизация процессов и создание эффективных институтов и механизмов управления на уровне местных сообществ. Проведена ощутимая работа по децентрализации государственного управления и местного самоуправления в рамках Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года». В целях обеспечения продвижения по данному направлению образовано Национальное агентство Кыргызской Республики по делам местного самоуправления. В основе работы агентства будет осуществляться политика, направленная на реализацию конституционно установленного принципа разграничения функций государственной власти и местного самоуправления, последовательное внедрение в практику управления территориями принципов саморегулирования, самообеспечение и самофинансирование, а также широкое вовлечение местных сообществ в управление делами местного значения. Принята адекватная и комплексная нормативная база для дальнейшего продвижения в этих вопросах. Содержательная работа в республике проводится по социальной мобилизации и созданию общин. В целом по стране в качестве самоуправляющихся устойчивых сообществ ныне действуют почти 7 тысяч общинных организаций. По-прежнему оставляет желать лучшего уровень взаимодействия между центральными и местными органами управления. В практике государственных органов все еще сохраняются элементы дублирования и нечетко установленной компетенции и ответственности за решение государственных задач. Не эффективны механизмы финансово-бюджетного регулирования, недостаточный кадровый потенциал муниципальных служащих. В конце 2005 года успешно проведены выборы местных органов самоуправления.
4.21. В целях искоренения условий и предпосылок, порождающих коррупцию в государственных органах, Кыргызской Республикой в последние годы были осуществлен комплекс мероприятий в этой области. Главной целью было снижение издержек негативного влияния коррупции на экономическое развитие и сокращение бедности. В 2003 года Правительством создана межведомственная комиссия по обеспечению общественной безопасности, осуществляющая координацию действий органов исполнительной власти и подготовку правительственных решений в области обеспечения общественной безопасности и борьбы с коррупцией. Был образован Консультативный совет по добросовестному управлению.  В 2005 году утверждены Государственная стратегия борьбы с коррупцией и План действий по ее реализации, в том числе по обучению государственных и муниципальных служащих по вопросам антикоррупционной политики. Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. Указом Президента в октябре 2005 года было образовано Национальное Агентство по предупреждению коррупции. Проведен анализ деятельности правоохранительных, фискальных и других государственных органов Кыргызской Республики и разработан комплекс мер по созданию  оптимальной и эффективной системы борьбы с преступностью в сфере экономики, коррупцией. Для повышения эффективности борьбы с экономическими и должностными преступлениями в ноябре 2005 года Указом Президента образована Служба финансовой полиции Кыргызской Республики, которая является государственным правоохранительным органом в системе исполнительной власти, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства, выявление, раскрытие и расследование экономических, налоговых преступлений. В сентябре 2005 года Указом Президента КР создана Служба финансовой разведки в качестве уполномоченного органа по борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов, полученных преступным путем.
4.22. Со дня приобретения независимости, перспективы дальнейшего развития Кыргызстана стали напрямую увязываться с проблемами создания дееспособных институтов гражданского общества. Среди них развитие политических партий, усиление потенциала НПО  и другие. Государство и гражданское общество начали строить свои взаимоотношения на качественно новом уровне, достигнуто согласие о разграничении их функций и полномочий.  Главное в них — защита и соблюдение прав и свобод человека, его достоинства. Осуществляется процесс децентрализации власти, прямые выборы в местные органы самоуправления. Субъекты гражданского общества участвуют в подготовке социальных и иных стандартов, связанных с первоочередными задачами страны. В гражданском обществе широко обсуждаются проекты Конституции, государственного и местного бюджетов. Стремительными темпами растет количество неправительственных организаций и общественных объединений, достигших уже 11154. Демократическую направленность развития любого государства определяет существование многопартийной системы страны. В Кыргызстане насчитываются 44 политических партий. Кыргызстан одним из первых на постсоветском пространстве создал Институт Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, который  осуществляет  контроль за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами. Вместе с тем, в стране до сих пор отсутствует  целостная стратегия формирования и развития институтов гражданского общества и необходимая для этого правовая база.