1

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность Стратегии Развития Страны

1.    Стратегия развития страны (СРС) является важнейшим концептуальным документом, отражающим среднесрочное видение Кыргызской Республики, определяющим основные направления развития и деятельности страны на 2006-2010 годы. Общая цель СРС – это повышение уровня и качества жизни граждан путем устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг и соблюдение высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде.
 
2.    Актуальность разработки и утверждения нового среднесрочного видения развития Кыргызстана, в первую очередь, обусловлена социально-политическими изменениями и преобразованиями, имевшими место в республике в последние годы. После событий 24 марта 2005 года население страны олицетворяет новое правительство с новыми надеждами и ожиданиями, возможностями и перспективами развития страны. Кроме того, потребность в настоящем документе связана с завершением процесса реализации Национальной стратегии сокращения бедности (НССБ), рассчитанной на 2003-2005 годы.
 
3.    За период реализации НССБ удалось осуществить проведение  реформ по ряду направлений. Это обеспечило макроэкономическую стабильность и среднегодовой экономический рост на уровне 5%, выросли реальные доходы населения, по некоторым показателям улучшилось обслуживание в сфере здравоохранения и образования, что в целом привело к снижению уровня бедности с 52% до 44%.
 
4.    Однако, события 2005 года обнажили назревшие в течение нескольких последних лет недостатки и упущения, главными из которых стали крайнее ослабление политической системы страны, рост коррупции в государственных структурах и отсутствие подлинной прозрачности в принятии значимых для общества решений, отмечается откат в вопросах равноправия и ухудшение положения женщин, детей, инвалидов и других уязвимых слоев населения. Слабость и неэффективность государственного управления замедлила темпы и стала причиной не достаточно справедливого распределения результатов экономического роста.
 
5.    Экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и слаб, не решен ряд краеугольных вопросов. До сих пор незавершен этап приватизации стратегических предприятий экономики. Политика оздоровления энергетики оказалась не эффективной. Инвестиционный климат сложившийся в Кыргызстане, характеризуется неэффективностью и непредсказуемостью. Практически все сектора экономики охвачены теневой деятельностью.
                                                   
6.    В последнее годы прежние источники роста стали терять свое значение: запасы золота на Кумторе постепенно исчерпываются, а сельское хозяйство сталкивается с серьезным кризисом производительности. Поэтому перед Кыргызстаном в полном масштабе встала задача диверсификации источников экономического роста, обеспечения его долгосрочной устойчивости.
 
7.    Несмотря на снижение общего уровня бедности, уровень жизни большей части населения продолжает оставаться низким. Данная проблема чрезвычайна актуальна для сельской местности и высокогорных районов, где больше половины населения не имеют элементарных жизненных благ, в том числе жилья. Масштабная и растущая трудовая миграция свидетельствует о высоком уровне безработицы и неполной занятости. По-прежнему возможности республики по поддержке социального блока реформ и осуществления важнейших инвестиций в значительной степени зависят от финансирования международными финансовыми институтами.
 
8.    В этой связи, назрела необходимость в выработке и реализации новой действенной стратегии развития государства, учитывающей текущую ситуацию и направленную на преодоление имеющихся препятствий. Парадигма стратегии будет заключаться в необходимости перехода на такой путь развития, когда в большей мере задействованы собственные ресурсы и особое внимание уделяется вопросу повышения конкурентоспособности республики. Проводимые преобразования охватят широкий круг реформ сфокусированных на четырех приоритетных направлениях: (I) повышение экономического потенциала, (II) борьба с коррупцией, (III) ориентированное социальное развитие и (IV) обеспечение экологической безопасности.
 
9.    Качественную социально-ориентированную государственную политику может построить только то государство, у которого имеется сильный экономический производственный потенциал, которое обеспечивает в бюджет высокие доходы, и может эффективно и справедливо распределять и управлять своими ресурсами. Стратегия содержит меры, реализация которых в комплексе, во-первых, создаст и усовершенствует институты, инфраструктуру и механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность субъектов экономики как внутри страны, так и за ее пределами; во-вторых, приведет к повышению эффективности государственного управления, росту качества и условий предоставления государственных услуг; в-третьих, создаст условия и стимулы для развития человеческого капитала.
 
10.    Особенность этой стратегии заключается в дифференцированном подходе в выборе приоритетов в региональном срезе. Соответственно, постановка задач и их решение для разных регионов будет разной. Тем не менее, основной ракурс участия всех территорий страны в реализации стратегии определяется как реализация реформ по децентрализации в экономическом, финансовом и социальном аспектах.