1. Анализ текущего положения

image_pdfimage_print
1.    По сравнению с 90-ми годами прошлого столетия Кыргызской Республике удалось существенно укрепить социально-экономический потенциал за счет многочисленных реформ, что позволило достичь уровня производства и размеров государственного бюджета, превышающих уровень середины 90-х в 1,6 раза и 4,5 раза соответственно[1].
 
2.    Все эти годы, республика проводила реформы по широкому спектру направлений: разгосударствление и приватизация, либерализация цен и внешней торговли, реформирование промышленности, аграрная реформа структурные реформы в области здравоохранения и образования, государственного управления. Однако следует отметить, что ускоренное продвижение реформ вначале не нашло логического продолжения на более поздних этапах их реализации, что вызвало также определенное замедление темпов экономического роста страны за последние несколько лет[2].
 
3.    В целях дальнейшего продвижения реформ, в рамках реализации НССБ и КОР основное внимание было сфокусировано на трех основных направлениях: (I) усилении экономического роста и создании рабочих мест, (II) улучшении эффективности и адресности социальной защиты и человеческого развития, и (III) совершенствовании управления, эффективности государственного сектора и институционального и человеческого потенциала.
 
4.    Несмотря на достигнутый экономический рост, не удалось решить один из главных вопросов — повышение занятости населения и снижение безработицы. Более того, структурные изменения в производстве и потреблении, свидетельствуют, что экономика все еще не встала на путь устойчивого экономического роста. Государственное вмешательство в экономику путем управления стратегическими объектами и аффилированными с ними компаниями, зарегулированностью ведения бизнеса сохраняется на очень высоком уровне.
 
5.    Масштабные реформы в социальном блоке, поддерживаемые международным сообществом, позволили сохранить потенциал здравоохранения и образования. Вместе с тем, не решены проблемы с социально уязвимыми слоями населения, уровень доходов которых остается низким. Недостаточная работа проводится с детьми и практически не решены гендерные проблемы. Социальные программы не учитывали гендерные аспекты.
.
6.    Недостаточные темпы реформ в государственном управлении стали причиной замедления темпов роста в других направлениях, и снизили позитивное влияние экономического роста на благосостояние граждан. Сохраняется высокий уровень вмешательства в экономику и коррупции со стороны органов государственного управления. Сохраняется гендерный дисбаланс в процессе принятия решений.


[1] Однако страна все еще не вышла на уровни развития последних лет советского периода. ВВП в сопоставимых ценах в 2005г. составил 79,8%, численность занятых – 108,3% и производительность труда – 74,1% от уровней 1990г. Не достигнуты также уровни государственных доходов и расходов 1990г. в 26,8%  и 37,1% ВВП. 
[2] Среднегодовой темп экономического роста в 1995-2000гг. составил 5,6% по сравнению с 3,7% в 2000-2005гг.