1

3. Создание благоприятной среды предпринимательства

1.    За последние годы частный сектор экономики, несмотря на осложнения внутриполитической ситуации, продолжал развиваться, хотя и более медленными темпами. Удельный вес производства в частном секторе в ВВП увеличился с 83% в 2000г. до 86,4% в 2005г., причем доля малого и среднего бизнеса в ВВП выросла с 42,7% до 43,6%, соответственно. В секторе сельского хозяйства и сервисных услугах  превалирует исключительно частный бизнес (свыше 90% от общего объёма предприятий), а в промышленности — свыше 30%.
 
2.    Рядом международных организаций (Мировой банк, ЕБРД, АБР) зафиксировано существенное улучшение среды предпринимательства в Кыргызской Республике за последние годы[1]. Значительно облегчены условия открытия бизнеса, лицензирования, найма и увольнения рабочей силы, регистрации имущества и защиты инвесторов, по которым Кыргызская Республика опережает многие из стран Европы и Центральной Азии (ЕЦА) и имеет показатели выше средней для стран ЕЦА[2].
 
3.    Вместе с тем, значительные проблемы существуют по таким важным сферам как налоговое администрирование, организация приграничной торговли, выполнение контрактов и закрытие бизнеса (84, 150, 147 и 93 место в мире соответственно). Общие потери входа на рынок и ведение бизнеса у нас в стране с учётом этих видов регулирования оценены на уровне 1,5 процентных пункта ВВП. Более того, эти сферы выступают основным источником коррупции.
 
4.    Основным приоритетом СРС в сфере совершенствования среды предпринимательства, таким образом, является ослабление бюрократического давления на бизнес, дальнейшая дерегуляция экономики и повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности. Индикативные показатели СРС по качеству среды предпринимательства на 2006-2008гг. приведены в Таблице Х.1, Приложения Х.1.
 
5.    Важнейшей задачей является улучшение крайне низкого качества налогового администрирования. Существующий Налоговый Кодекс не только устарел, но и стал препятствием для развития бизнеса и эффективного налогового администрирования. В последние годы была завершена работы над новой редакцией Налогового Кодекса, в рамках которого все основные проблемы налогового администрирования в той или иной степени уже учтены. Поэтому быстрое принятие и внедрение нового Налогового Кодекса будет законодательной основой совершенствования налогового администрирования.
 
6.    В сфере совершенствования законодательства, регулирующего государственный контроль (надзор) и иные формы проверок, приоритетом является устранение дублирования функций и параллелизма в работе контролирующих органов, сокращение количества таких органов и проверок деятельности субъектов предпринимательства. В связи с этим будет принят новый закон «О порядке проведения проверок хозяйствующих субъектов уполномоченными органами», четко регламентирующий как сами функции контроля и осуществляющие их органы, так и порядок проведения проверок контролирующими органами. Закон будет основам на следующих принципах: полномочия государственных органов по осуществлению проверок должны быть установлены законами; презумпция добросовестности хозяйствующих субъектов; противоречия и неясности законодательства не могут быть применены (использованы) против хозяйствующих субъектов; предметом проверки должно стать только установление фактов соблюдения или несоблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований. Такие требования должны быть открыты и доступны для хозяйствующих субъектов.
 
7.    Для создания единой системы законодательства, определяющей порядок и процедуру государственной регистрации, внедрения принципа «единого окна», при котором все необходимые документы предоставляются только в одно государственное учреждение в строго ограниченные сроки, а также решения проблемы добровольного (юридически оформленного) закрытия бизнеса будет подготовлен и принят новый Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов или представительств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
 
8.    В целях совершенствования лицензионно-разрешительной системы будет принят новый закон о лицензировании, в котором будет установлен исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий. Это позволит исключить ситуацию, когда лицензиар имеет право требовать от заявителя огромное количество документов, подтверждающих соответствие ведомственным актам, устанавливающим необоснованные требования.
 
9.    Для ограничения и упорядочения нормотворческой деятельности министерств и ведомств будет принята новая редакция Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», в которой будут точно прописаны единые процедуры и субъекты разработки проектов нормативных правовых актов, установлена иерархия нормативных актов, ограничено и упорядочено введение отсылочных норм, введена обязательная правовая, финансово-экономическая и другие специализированные экспертизы проектов и актов с прогнозированием последствий их принятия, и которому будет придан статус Конституционного. Кроме того, на основе этого закона будет создан единый для всех нормотворческих органов Регламент.


[1] В частности согласно публикации Мирового банка «Doing Business –2006» по данным на 2004г. Кыргызская Республика по степени легкости осуществления бизнеса занимала 78 место в мире, по сравнению с 178 местом по уровню ВВП на душу населения и соответствовала среднему для стран ЕЦА уровню при значительно меньшем уровне ВВП на душу населения, чем в среднем по ЕЦА.
[2] См. Таблицу Х.1, в соответствующем приложении (по данным «Doing Business –2006», Мировой банк, 2006).