1

Развитие отраслей сферы услуг

1.    Сервисные услуги, стали быстро развиваться за последние 10 лет за счёт реформирования и вхождения на рынок Кыргызстана современного сервиса в торговле, транспорте и связи, туризме, обслуживающей деятельности, включая услуги гостиниц и ресторанов, финансовые услуги, услуги по операциям с недвижимостью и другие виды сервисного обслуживания. Расширение сервисных услуг сопровождалось ускоренным ростом численности занятых в этой сфере за счёт сокращения производства в промышленности и менее привлекательных условий труда и сельском хозяйстве. Доходы занятых в этой сфере росли с большим опережением ( в 5 –10 раз и более) относительно среднего размера оплаты труда в стране. К 2005 году уровень занятых в сфере услуг достиг 40% от общего числа занятых в экономике страны. Ускоренная динамика роста сервисных услуг сопровождалась ростом налоговых поступлений в бюджет, которые к 2005 году возросли почти до 5% к ВВП и составили 44% от общего объёма налоговых поступлений. В последние годы этот сектор стал одним из весомых источников экономического роста за счёт высокой добавленной стоимости (свыше 40% к ВВП в 2005 г.) и ускоренного роста на 9% в среднем за год. Сервисные услуги, это, помимо всего, единственный сектор экономики, который практически на 100% представлен частными предприятиями.  Заложенный в этой сфере потенциал позволяет отнести этот сектор к числу приоритетных направлений развития до 2010 года. Целью данной стратегии станет создание благоприятных условий и предпосылок для превращения страны к 2020 году в конкурентоспособный многоотраслевой сервисный Центр, предоставляющий качественные услуги для всего Центрально–азиатского региона.
2.    Прогнозируется, что к 2010 году сервисные услуги должны возрасти в  полтора раза, а удельный вес занятых увеличится до 45-47% в 2010 году от общей численности занятых в экономике страны, прогнозируемой на уровне 2, 1 млн. чел. Ежегодный рост, который будет поддерживаться растущим платёжеспособным спросом, составит не менее 6% в год.
3.    В структуре сервисных услуг доминируют торговые услуги, доля которых в 2005 году составила 43% от общего объёма предоставляемых сервисных услуг. Благоприятными предпосылками для высокого роста торговли стали относительно стабильные цены на потребительские товары и расширение продаж, в том числе, через сеть организованной торговли за счет открытия современных рынков и торговых центров. Объём налогов с розничных продаж возрос почти на 50% в эти годы (с 410 млн. сом до 605 млн. сом.), что связано с улучшением администрирования данного вида налога, несмотря на неофициальную деятельность в этой сфере, достигающей 70%.
4.    Прогнозируется, что удельный вес услуг торговли в общем объеме сервисных услуг возрастёт до 48% в 2007 году и до 53% к 2010 году за счёт их роста до 10% в среднем за год. Государственная политика в области торговли будет направлена на: (I) совершенствование регуляторной политики в области торговли и создание благоприятной бизнес среды; (II) внедрения современных форм торговли; (III) обеспечения роста доступности потребительских рынков для широкого населения; (IY) формирование развитой системы продвижения товаров. Меры налоговой политики,  направленные на упрощение системы налогообложения в этой сфере будут способствовать снижению неофициальной деятельности. Намечено, что к 2010 году доля  неофициальной деятельности в торговле должна сократиться примерно в 2 раза за счет: (I) внедрения эффективных механизмов регулирования торговой деятельности; (II) развития электронной торговли, (III) расширения крупных торговых центров.
5.    Особое внимание будет уделено развитию упорядоченных форм приграничной торговли, это позволит расширить объёмы торговли, что в свою очередь предоставит возможность развития и соответственно выравнивание социально-экономического положения регионов республики. Положительным примером приграничной торговли является сегодня город оптовой торговли Кара-Суу на юге нашей страны, за счёт деятельности которого обеспечивается занятость и доходы для местного населения. Целесообразным  станет создание центров приграничной торговли на юге страны в Лейлекском районе и на севере страны в селе Чалдовар. Создание подобных центров будет стимулировать в целом развитие торговой инфраструктуры отдалённых территорий страны, включая мелкую организованную торговлю. 
6.    Второй по значимости для населения страны является деятельность, включающая услуги образования, здравоохранения, коммунальные, социальные, персональные услуги, услуги государственного управления, услуги по операциям с недвижимым имуществом и  арендой, а также услуги гостиниц, ресторанов, и финансовые услуги. Их совокупный удельный вес в структуре сервисных услуг достиг 40%, а среднегодовой рост — 6%-8%. В последние годы существенно улучшился уровень сервиса гостиниц и ресторанов, поэтому их предложение находит соответствующий спрос с ежегодным ростом  до 18%.  В результате укрепления финансовой системы стала заметно усиливаться роль финансовых услуг, которые устойчиво растут с темпом до 6% в год.
 
7.    Услуги связи и транспорта (удельный вес — 17%), являясь исключительно важной составляющей для экономики страны в последние годы также быстро росли в среднем на 10,5% в год, в основном, за счёт быстрого развития современных видов связи, которые  возрастали на 20% за год. Быстро шло внедрение спутникового телерадиовещания в отдаленных населенных пунктах. Спутниковым телерадиовещанием сейчас охвачено 65 населенных пунктов. Расширилась сеть международной и междугородной связи. Внедрены новые технологии по увеличению скорости передачи информации на каналах Государственной компьютерной сети Кыргызской Республики. Рост налоговых доходов от услуг связи обеспечивался, в основном, за счет роста пользователей сотовой связи и расширения Интернет – услуг.
8.    В области услуг информатизации в ходе реализации принятой в 2002 году Национальной стратегии «ИКТ для развития Кыргызской Республики», одним из приоритетных направлений которой стало создание «электронного правительства», были решены следующие задачи: (I) реализован первый этап создания государственного Интернет-портала, на котором размещена информация о направлениях деятельности и услугах, оказываемых органами государственного управления; (II) все центральные органы государственного управления разработали и разместили в сети «Интернет» информационные веб-страницы; (III) создана сеть Центров общественного доступа (всего 64 центра) к информации для жителей сельских и труднодоступных населенных пунктов.
9.    Развитие услуг связи будет нацелено на создание высокотехнологической телекоммуникационной системы, обеспечивающей широкий спектр услуг и способствующей интеграции страны в общемировое информационное пространство. Лидером по темпам развития в телекоммуникационной отрасли будет оставаться мобильная связь. Прогнозируется, что ежегодный рост абонентов сотовой связи составит 30% -50%. Общее количество пользователей Интернетом достигнет к 2010 году одной трети населения страны. К 2010 году более 90% персональных компьютеров будут объединены в локальные сети, а государственные организации в 100%-ном объёме будут использовать автоматизированные бухгалтерские системы.
10.    Наряду с этим, сегодня в стране имеется еще 526 не телефонизированных населенных пунктов. Для решения этой задачи будет разработана программа телефонизации сельских населенных пунктов до 2010 года с привлечением иностранных инвестиций. Прорабатывается также вопрос создания Фонда универсального обслуживания с привлечением средств, как операторов связи, так и средств государственного бюджета. Для более гибкого и эффективного управления рынком телекоммуникационных услуг будет ускорен процесс приватизации ОАО «Кыргызтелеком», что будет способствовать более эффективному внедрению и использованию прогрессивных технологий. Дальнейшее развитие почтово-сберегательной системы в стране также связано с внедрением в производственный цикл достижений современных информационно-коммуникационных технологий и реформой менеджмента. Стоимость приведения почтово-сберегательной системы к международным оценивается в 15 млн. долл. США. На базе Государственного предприятия «Кыргызпочтасы» и Расчетно-сберегательной компании планируется создание почтово-сберегательной системы за счёт ресурсов государственного бюджета и привлечения иных источников инвестиций. Ежегодный прирост предоставляемых услуг связи прогнозируется на уровне 7%.
11.    Спрос на транспортные услуги, в основном, сфокусирован на перевозках автомобильным транспортом пассажиров и грузов. На улучшение их качества направлена реализация таких проектов, как «Реабилитация автодороги Бишкек-Ош» и региональные проекты: «Реабилитация автомобильной дороги Бишкек-Алматы», Тараз-Талас-Суусамыр. По проекту «Городской транспорт» успешно проведена реабилитация центральных автомагистралей в г.г. Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Для развития международного автомобильного сообщения были заключены соглашения с 20 государствами дальнего и ближнего зарубежья. В области воздушного сообщения были подписаны межправительственные соглашения с 25 странами мира. Ряд задач удалось решить в рамках реконструкции и развития аэропорта «Манас», который к 2010 году должен превратиться в крупный региональный транспортный узел. Однако сегодня, объем перевозок национальными авиакомпаниями всё ещё уступает объемам перевозок иностранными авиакомпаниями, что является прямым отражением качества сервиса в этой сфере, которые, пока уступают иностранным компаниям.
12.    Основной задачей для роста и улучшения качества услуг транспорта к 2010 году станет ускоренный процесс реабилитации транспортной инфраструктуры. Планируется, что основная часть транспортных коридоров будет реабилитирована к 2010 году, для чего потребуется привлечь немалый объём инвестиций. В последние годы на реабилитацию транспортных коридоров уже вложено порядка 250 млн. долларов США. Общая протяженность намеченных к реабилитации транспортных магистралей составит свыше 2,2 тыс. км и обеспечит надежный выход страны в сопредельные государства. На воздушном транспорте будет обеспечиваться надежное авиасообщение между регионами страны, странами ближнего и дальнего зарубежья. В рамках проекта «Карго Кыргызстан» намечено проведение работ, нацеленных на повышение качества внутренних авиаперевозок и развитие транзитного потенциала страны. На базе слияния двух авиакомпаний «Кыргызстан аба жолдору» и «Алтын эйр» намечено создание новой авиакомпании «Кыргызстан». Рост предоставляемых услуг транспорта  намечен на уровне 7% в среднем за год. Основными задачами для его поддержания на этом уровне будут: (I) реабилитация и эффективное использование международных транзитно-транспортных коридоров; (II) реконструкция железных и автомобильных дорог; (III) интеграция в международную транспортную сеть; (IY) приглашение к сотрудничеству иностранных авиакомпаний; (Y) обеспечение безопасности воздушного движения.
13.    В последние годы доходы от экспорта туристических услуг возрастали на 30% в среднем за год и в 2005 году их объём составил свыше 70 млн. долл. США или 4%. ВВП. Благоприятной предпосылкой для укрепления туристического имиджа страны стало проведение Международных Туристических Ярмарок «Иссык-Куль-2004», «Иссык-Куль-2005», в которых приняло участие около 150 турфирм и 220 туроператоров. Ассоциацией туроператоров Кыргызстана при поддержке Швейцарского Правительства создана независимая организация — Ассоциация по продвижению Кыргызстана как страны туризма, которая на постоянной основе стала заниматься вопросами маркетинга Кыргызстана на мировом туристическом рынке.
 
14.    Развитие туризма будет нацелено на формирование конкурентоспособной туристической индустрии. С учетом тенденций развития мирового туристического рынка можно выделить четыре основных вида туризма в Кыргызстане, способных дать высокую экономическую отдачу уже к 2010 году: (I).Курортно-рекреационный туризм (90% доходов от туризма), ориентированный на Казахстан, Россию (Сибирь и Урал), Узбекистан;(II).Туризм на Великом Шелковом пути (3,0% доходов от туризма), ориентированный на страны ЕС, Японию, Южную Корею и другие страны; (III). Горно-приключенческий туризм, включая экологический туризм (около 5,0% доходов отрасли), ориентированный на страны ЕС, Казахстан, Россию и другие страны; (IY). Деловой туризм (около 1,0% доходов отрасли) за счет использования выгодного географического расположения Кыргызстана. Рост экспорта туристических услуг прогнозируется в 15,5% в год, а удельный вес туристических услуг в ВВП к 2010 году возрастет до 6,0%. Государственная политика в области развития туризма с учётом принятой «Концепции развития туризма в Кыргызской Республике на период до 2010 года» будет направлена на решение таких задач, как: (I) приватизация объектов туризма и  курортно-рекреационного обслуживания; (II) формирование современной инфраструктуры туристического обслуживания; (III) активизацию рекламной кампании на туристических рынках; (IY) создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных и гостиничных структур; (Y) поддержку отечественного предпринимательства в сфере туризма. Основными задачами в области маркетинговой стратегии в области туризма будут: (I) формирование имиджа гостеприимной страны; (II) обеспечение узнаваемости туристического продукта Кыргызстана; (III) укрепление и расширение позиций туристического продукта Кыргызстана на внешних рынках. Результатом продвижения этого приоритета стратегии при условии сохранения стабильной общественно–политической ситуации в стране станет увеличение притока туристов, число которых прогнозируется на уровне не менее 1,1 млн. человек в год. [1]

[1] По моему это нереально. 70 млн. долларов в 2005г. это порядка 120 тыс. Туристов (из расчета 500 долларов которые средний турист тратит в стране пребывания. 1,1 млн. это порядка 550-600 млн. долларов, т.е. около 20% ВВП 2010 года.