1

Образование, востребованное обществом

1.    Кыргызстан обладает развитой системой образования, которая призвана играть ключевую роль в развитии страны и готовить детей и взрослых к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики и демократии, что предполагает умение соблюдать баланс между ценностями развития личности и общественными интересами. Система образования должна: а) учить учиться, б) учить работать и зарабатывать, в) учить жить вместе.  
2.    Кыргызстан обладает развитой системой образования, которая призвана играть ключевую роль в развитии страны и готовить детей и взрослых к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики и демократии, что предполагает их способность и стремление к плодотворной работе на благо общества, способность и открытость к восприятию и освоению новой информации, умений и навыков в непрерывно меняющейся рыночной среде, умение соблюдать баланс между ценностями развития личности и общественными интересами. Иными словами, согласно формуле, выработанной современной педагогикой, система образования должна: а) учить учиться, б) учить работать и зарабатывать, в) учить жить вместе. О значении системы образования в современном Кыргызстане свидетельствует и тот факт, что образование является крупнейшей статьей расходов государственного бюджета.
3.    Система образования страны включает в себя среднее школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дошкольное образование, дополнительное образование. Все эти составляющие общей системы образования обладают своей спецификой и сталкиваются с разными проблемами.
4.    Сердцевину всей образовательной системы образует среднее школьное образование. В течение последних 15 лет оно переживает сложные времена, связанные с сокращением размеров[1] бюджетного финансирования при одновременном росте числа детей. Тем не менее, всеобщую доступность среднего образования в основном удалось сохранить: около 95% детей соответствующего возраста получают сейчас основное среднее (девятиклассное) образование. Однако, часть учащихся из-за бедности (нехватка одежды, необходимость работать и т.д.) не посещает или часто пропускает школу; по данным исследований в некоторых районах республики их доля достигает 15-20% от общего числа учащихся.
5.    В целом, качество среднего (и всех других уровней) образования является сейчас главной проблемой. Результаты независимых исследований показывают недостаточный и все снижающийся уровень знаний учеников, заканчивающих и начальную, и основную среднюю, и полную среднюю школу. Наблюдается значительное неравенство в качестве образования и гендерная несправедливость между городом и селом, а также между столицей и регионами. Территориальное неравенство в качестве образования делает выпускников сельских школ, особенно девочек неконкурентноспособными в доступе к высокотехнологичным специальностям в сфере малой энергетики, возобновляемых источников энергии, безотходным технологиям переработки сельзохпродукции, которые необходимы для развития села. Рекомендовать столичным ВУЗам предусмотреть поддерживаемые государством позитивные действия в виде выделения зданий, земельного участка для технопарков или рекреационных нужд ВУЗов.
Причинами падения качества школьного образования стали острая нехватка финансирования и вызванные ею отток квалифицированных учителей из страны или из профессии, ухудшение материально-технического снабжения школ, в частности, недостаточное обеспечение учебниками и учебными пособиями. Содержание образовательных программ во многом устарело и требует пересмотра.
6.    Другими компонентами образовательной системы являются начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Формально, с точки зрения доступности, оно переживает бум, число студентов средних профессиональных и высших учебных заведений в последние годы растет. Однако показатели трудоустройства выпускников этих заведений являются очень низкими, что свидетельствует о низком качестве получаемого образования и о несоответствии получаемых профессий потребностям рынка труда. Фактически значительная часть ресурсов, затрачиваемых государством и гражданами на эти цели, расходуется впустую. Во многом такая ситуация является результатом инерционности системы и распыления средств (продолжающееся производство за государственный счет специалистов, которые уже не нужны обществу), приводящих к хроническому недофинансированию, оттоку квалифицированных преподавательских кадров и падению стандартов качества образования.
7.    Системы дошкольного и внешкольного образования в последние годы существенно сократились в размерах, соответственно туда сократился доступ детей, особенно в сельской местности и из бедных семей. Государственные и общественные организации при поддержке доноров продолжают попытки решения по-прежнему тяжелых проблем, связанных с доступом к обучению детей-инвалидов.
8.    В годы независимости в системе образования произошли существенные структурные изменения, связанные с возросшим участием частного сектора и граждан в предоставлении и финансировании образовательных услуг, с созданием частных образовательных учреждений и введением различных форм платы за обучение в образовательных учреждениях всех типов. Это привело к расширению возможностей образования и позволило частично компенсировать сокращение государственного финансирования сектора. С другой стороны, достаточно высокий размер платежей, взимаемых с родителей детей, обучающихся в школе, и особенно ощутимых для бедных семей, может стать для них барьером к получению образования. Недостаточная прозрачность финансовых потоков в учреждениях образования, отсутствие внешнего контроля и увязки качества образования с размерами выделяемого на него государственного и частного финансирования нередко приводит к коррупции и неэффективному расходованию средств в образовательных учреждениях.
9.    Из вышесказанного следует, что в секторе образования накопились многочисленные проблемы, требующие своего решения. Очевидно, что недостаточность ресурсов в течение рассматриваемого пятилетия не позволит решать все эти проблемы в равной мере. Учитывая конституционные гарантии всеобщего основного среднего образования, потребность экономики страны в рабочей силе, обладающей достаточным общим образованием и способностью к дальнейшему обучению/переподготовке, а также с учетом необходимости достижения ЦРТ2, обеспечение доступности и повышение качества основного среднего образования является наиболее приоритетной задачей в развитии системы образования. Другой важной задачей, требующей неотложного внимания в среднесрочной перспективе, является реформа профессионального образования, включая высшее.
10.    Решение поставленных задач в сфере основного и полного среднего образования предполагает реализацию следующих мер политики:
(I). Совершенствование содержания школьного образования. Это предполагает разработку государственных стандартов школьного образования; совершенствование базисного учебного плана; разработку учебников и учебно-методических комплексов на основе новых государственных стандартов, учебных программ и планов с учетом возрастных особенностей детей; совершенствование экспертизы (в том числе гендерной) и апробации учебных изданий на основе работы экспертных советов. Особое значение для воспитания гражданской позиции и увеличения возможностей молодежи в получении дальнейшего образования и трудоустройства является улучшение преподавания кыргызского, русского, английского языков, а также языков этнических меньшинств (в школах, где обучение ведется на их языке).
(II). Повышение квалификации учителей и качества их работы, что требует ужесточения контроля за уровнем подготовленности выпускников педагогических вузов, усовершенствования системы повышения квалификации учителей с учетом новых запросов к профессиональной компетенции учителя, принятия мер по закреплению в школе (особенно сельской) квалифицированных учителей, привлечению юношей к учительской деятельности. Для решения последней задачи будут приниматься меры по повышению престижа и постепенному увеличению оплаты учительского труда с одновременным внедрением системы внешнего контроля качества их работы. Будет реализовываться программа обеспечения жильем молодых учителей «Депозит молодого учителя». Это, наряду с ужесточением контроля и своевременным пресечением выявленных фактов, должно стать одной из мер, ведущих к сокращению «неформальных» поборов с учеников.
(III). Формирование независимой системы оценки и контроля на всех ступенях среднего образования, позволяющей оценивать эффективность работы школ. В этой системе важную роль должны играть организации гражданского общества; она будет базироваться на существующих уже элементах (республиканское тестирование, независимые исследования качества обучения).
(IY). Обеспечение поддержки детей из социально незащищенных слоев населения, расширение инклюзивного образования, сети школ для детей с проблемами в развитии. Одной из мер в данном направлении станет обеспечение полдниками школьников младших классов в высокогорных и изолированных районах страны.
(Y). Улучшение материально-технической базы учебного процесса, особенно в сельских школах, в включая издание обновленных учебников и учебно-методических пособий, приобретение необходимого школьного оборудования, компьютеров и мебели, текущий и капитальный ремонт школьных зданий.
(YI). Реализация вышеуказанных мер требует значительного улучшения ресурсного обеспечения школ. Основной мерой в этом отношении должно стать расширение государственного финансирования основного среднего образования и поддержание уровня расходов на полное среднее образование. Планируется, что затраты на среднее образование возрастут с 2,2% к ВВП  в 2005 г. до 3,5% к ВВП в 2010 г. Увеличение расходов должно сопровождаться изменением системы финансирования школ и переходом от финансирования класса-комплекта на подушевой принцип распределения средств. В структуре финансирования будут произведены изменения, предполагающие увеличение до необходимого уровня статей затрат на учебники, учебное оборудование и прочие элементы обеспечения учебного процесса. Будут рассмотрены возможности, с одной стороны,  внедрения системы стимулирования учебных заведений, показывающих лучшие результаты в обучении, а, с другой стороны, использования механизмов, компенсирующих фактическое неравенство в финансировании школ, находящихся в невыгодном положении.
11.    В сфере начального и среднего профессионального образования Стратегия предусматривает реализацию следующих мер:
(I). Изучение спроса на рынке труда на квалифицированные кадры. Это предполагает создание системы анализа, мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, основанной на взаимодействии государственных и негосударственных служб занятости и объединений работодателей. Учитывая тенденцию к большой внешней трудовой миграции из страны, а также долгосрочный характер этой тенденции, система изучения спроса должна ориентироваться не только на внутренний, но и на основные внешние рынки труда граждан Кыргызстана.
(II). Повышение гибкости системы профессионального образования, ее способности быстро реагировать на происходящие изменения в спросе на специалистов различных специальностей путем перепрофилирования с устаревших на новые специальности, внедрения модульной системы обучения, повышения квалификации инженерно-педагогических работников, укрепления материально-технической базы учреждений этой системы, активного взаимодействия с другими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями.
(III). Расширение возможностей получения профессионального образования для молодежи из социально незащищенных слоев населения, что должно предотвратить их социальную маргинализацию.
(IY). Финансовые ресурсы для развития системы начального и среднего профессионального образования должны складываться из финансирования государственного бюджета и средств частного сектора (оплата за подготовку кадров по заказу предприятий, плата граждан за обучение). Государственное финансирование в рассматриваемом периоде времени должно несколько возрасти и будет направляться главным образом на развитие материально-технической базы, повышение квалификации преподавательских кадров и поддержание социально уязвимых категорий учащихся.
12.    Меры Стратегии в сфере высшего образования включают в себя:
(I). Aнализ и прогноз потребности экономики страны в специалистах с высшим образованием и выявление ключевых специальностей, обучение по которым требует государственной поддержки, а также определение круга специальностей, по которым имеется перепроизводство кадров, и их последующая подготовка за государственный счет должна быть прекращена; формирование на этой основе государственного заказа высшей школе;
(II). Ужесточение контроля качества подготовки специалистов и отзыв лицензий у вузов, выпускники которых не соответствуют установленным образовательным стандартам; создание государственной системы обязательного трудоустройства выпускников, получивших высшее образование за государственный счет[2];
(III). Введение механизма независимой аккредитации вузов и образовательных программ высшего образования;
(IY). Поддержание системы общереспубликанского тестирования с целью обеспечения равного доступа к высшему образованию и ликвидации элементов коррупции при поступлении в вузы;
(Y). Постепенное введение в высшем образовании страны принципов Болонского процесса;
(YI). Восстановление системы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;
(YII). Изменение подходов в государственном финансировании высшего образования, сохранение его только для отдельных специальностей, имеющих важное значение для экономики страны, и для талантливых молодых людей из бедных семей; перераспределение высвободившихся ресурсов в пользу оставшихся получателей бюджетного финансирования и. частично, в пользу других сегментов системы образования.
13.    В сфере дошкольного образования планируется: сохранение и развитие действующих дошкольных учреждений; создание и развитие домашних центров, общинных детских садов; обновление содержания дошкольного образования и разработка соответствующего государственного стандарта; развитие системы краткосрочной подготовки детей к школе; расширение программ развития детей раннего и младшего возраста, включение детей-инвалидов в эти программы.
14.    В целом, меры политики, предусматриваемые данной Стратегией в сфере образования, направлены на повышение качества образования, обеспечение доступа к образованию для бедных и уязвимых групп населения, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. Предполагается что общее финансирование сектора образования в 2010 г. достигнет 4,8% ВВП или возрастет на 71% в реальном выражении по сравнению с 2005 г.

[1] Сокращение происходит в абсолютном выражении, по отношению к общим расходам бюджета доля системы образования не уменьшилась.
[2] Это нереально. Можно будет сделать только для сельских учителей и возможно для госслужащих при установлении соответствующей квоты.