VII. ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Управление процессом

image_pdfimage_print
1.    Основные направления социально-экономического развития республики в рамках документа основаны на партнерстве властей, общества и бизнеса, следовательно, контроль за ее выполнением также должен быть общественным. Решения о распределении ресурсов и корректировке программ, необходимо принимать с учетом результатов мониторинга. Главной задачей в этом аспекте является создание таких условий, при которых каждый гражданин имеет возможность принять участие в реализации стратегии развития страны в том качестве и в той степени, в какой ему это необходимо.
 
2.    Предлагаемая Стратегия является инструментом управленческой деятельности, направленной на все аспекты взаимоотношений, как между участниками Стратегии, так и всего процесса ее реализации в целом (ресурсы, их использование, результаты и пр.). Стратегия развития страны рассматривается как совокупность комплексных целевых программ и локальных проектов, объединенных едиными концептуальными подходами, общими целями и ресурсами.
 
3.    Управление процессом реализации Стратегии развития страны предусматривает: (I) осмысление назначения Стратегии всеми участниками процесса; (II) последовательный анализ способности Стратегии и каждого проекта стимулировать, организовывать и обеспечивать развитие страны; (III) постоянную экспертизу программ и проектов, определение социальной значимости, обеспечения экологической безопасности и экономической доступности предполагаемых результатов; (IY) обоснованность необходимых затрат на реализацию программ и проектов; (Y) определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов; (YI) создание условий, необходимых для реализации программ и проектов; (YII) подбор и организацию труда исполнителей; (YIII) создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Стратегии; (IX) организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов; (X) организация мониторинга, выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив.
 
4.    Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации Стратегии будет обеспечиваться Национальным Советом по КОР, председателем которого является Президент Кыргызской Республики. Деятельность Национального совета обеспечивается его рабочим органом – секретариатом по КОР. Секретариат КОР входит в состав отдела стратегического развития и экспертизы Администрации Президента Кыргызской Республики. Непосредственными участниками процесса реализации стратегии являются местные и территориальные самоуправления различного уровня (айыл окмоту, городские, районные и областные администрации), структуры Правительства Кыргызской Республики, Национальный Банк Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш КР, суды, донорское сообщество, неправительственные организации и частный сектор страны.
 
5.    Главной задачей Парламента Кыргызской Республики в реализации стратегии станет законодательное обеспечение целей и ориентиров документа. Формирование нормативно-правовой базы, рассмотрение и утверждение государственного бюджета, систематизация и повышение эффективности законодательства, как условие реализации приоритетных направлений государственной политики, должно стать вкладом ЖК КР в успешную реализацию мероприятий стратегии.
 
6.    Основными задачами органов исполнительной власти будут мобилизация необходимых бюджетных средств, координация привлечения заимствованных финансов, согласование действий центральных, отраслевых и региональных органов исполнительной власти, создание институциональных условий для частного сектора и гражданского общества по участию в реализации мероприятий, координация разработки и реализации программ и проектов в рамках Стратегии.
 
7.    Стратегия предполагает активное участие гражданского сектора в реализации стратегии. Сбор, обобщение и внесение лучших инициатив граждан, как результат активного и постоянного взаимодействия с ними, должно лечь в основу их вклада в реализацию стратегии. Гражданское общество приглашается к процессу подготовки социальных и иных стандартов, связанных с первоочередными потребностями населения, и реализации мероприятий по их обеспечению, к научно-исследовательским работам и аналитическим разработкам, связанным с формированием научного подхода к подготовке программ и проектов в рамках стратегии. Ключевым моментом участия гражданского общества в процессе реализации стратегии, станет мониторинг и контроль над эффективным и целевым использованием средств, в проведении независимых исследований о результативности мер и их корректировке в ходе реализации стратегии.
 
8.    С момента обретения суверенитета и по настоящее время Кыргызская Республика получала и продолжает получать разнообразную внешнюю помощь от доноров. Стратегия развития страны предполагает активное участие донорского сообщества в оказании помощи стране по достижению целей развития. Основная задача, которая возлагается на доноров документом – это, в первую очередь, предоставление стране финансовых ресурсов для покрытия разрыва между имеющимся у страны средствами и необходимым объемом финансирования мероприятий, предусматриваемых документов. В этом отношении необходимо отметить значительный прогресс, достигнутый в области координации действия Правительства Кыргызской Республики и международного донорского сообщества. Современная помощь доноров в настоящее время предоставляется в согласованном виде и форме, как между самими донорами, так и путем обсуждений с Правительством Кыргызской Республики, политика и объемы которой сконцентрированы в единой Стратегии помощи стране доноров. Необходимо, что если НССБ 2003-2005 гг., охватывающая как всеобъемлющий документ предусматривал оказание содействия донорами в широком спектре направлений, то настоящая стратегия призывает донорское сообщество направить свои усилия именно по приоритетным направлениям и секторам. От доноров также ожидается оказание помощи в виде консультаций и предоставления интеллектуальной поддержки в реализации реформ, технической помощи в повышении потенциала в реализации мероприятий стратегии, что является также необходимым условием успешного достижений поставленных целей.
 
9.    Реализация стратегии, так или иначе, будучи реализуемой бюрократическими институтами, подвергается влиянию их внутриорганизационных и межорганизационных противоречий и конфликтов. В этой связи актуальным становится вопрос осуществления PR-компании самого документа, как на стадии ее разработки, так и ее реализации. Обеспечение прозрачности в формировании политики и ее реализации будет осуществляться через процесс активного диалога между участниками, распространения информации не только о реализации инициатив в рамках стратегии, но и по параллельным и сопутствующим направлениям.