1

VIII. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА

1.    Регулярный мониторинг и оценка выполнения конкретных мер и проектов Стратегии будет её ключевым компонентом на стадии реализации. Набор индикаторов станет «сердцевиной» построения и запуска системы мониторинга и оценки, которые будут структурированы по направлениям, целям и задачам Стратегии. Индикаторы мониторинга и оценки Стратегии будут иметь качественные и количественные характеристики. Построение системы индикаторов мониторинга и оценки будет нацелено на отслеживание и измерение: (I) промежуточных результатов Стратегии с помощью набора индикаторов отдачи (output), характеризующих ресурсный вклад и исполнение запланированных мероприятий; (II) конечных результатов через индикаторы результата (outcome) относительно поставленных целей и задач Стратегии; (III) результатов воздействия реализации Стратегии на развитие страны в долгосрочном периоде через индикаторы воздействия (Impact), отражающие последствия реализации Стратегии; (IY) национальных индикаторов, отражающих динамику развития Кыргызской Республики на макроэкономическом уровне. Индикаторы должны быть гендерно-дисагрегированы. Каждый индикатор должен будет поддерживаться надёжной и эффективной системой статистических данных и отчётности.
 
2.    Национальный статистический комитет будет играть главную роль в поддержке этой работы, также как и Министерство экономики и финансов, линейные министерства, другие агентства и ведомства. Сегодняшнее состояние национальной статистики, характеризуется периодом освоения международных статистических правил и стандартов, совершенствования организационной структуры, а также передовых методов программного и технологического обеспечения сбора и обработки экономических и социальных данных. Перед статистикой поставлены задачи эффективного и качественного мониторинга общенациональных и государственных программ экономического и социального развития страны, а также соответствующих международных программ, в реализации которых участвует Кыргызстан, и, по которым Кыргызская Республика приняла на себя соответствующие обязательства. В их числе мониторинг и оценка комплексных основ развития и национальной стратегии сокращения бедности (КОР/НССБ), целей развития тысячелетия (ЦРТ) и целого ряда других программ. В этой связи представляется необходимым дальнейшее укрепление институциональных возможностей государственной статистики в обеспечении действенного информационного обеспечения пользователей всех уровней, прозрачности и достоверности статистической информации.
 
3.    План мероприятий (матрица действий) является неотъемлемой составляющей частью системы мониторинга и оценки, потому что непосредственное выполнение мероприятий плана и конечные результаты Стратегии отслеживаются через промежуточные индикаторы и индикаторы результата. Дальнейшие последствия, обусловленные воздействием результатов Стратегии на долгосрочное развитие страны, отслеживаются индикаторами воздействия, количество которых в отличие от промежуточных индикаторов, будет ограничено (до двадцати), включая индикаторы Целей Развития Тысячелетия.
 
4.    С целью повышения прозрачности реализации Стратегии и разделения ответственности за результаты её достижений с гражданским сектором, институционально, систему мониторинга и оценки намечено построить через создание как минимум двух альтернативных каналов информации: (I) государственного (официального) и (II) негосударственного (внешнего), представляющего результаты мониторинга и оценки выполнения Стратегии заинтересованными группами гражданского сектора. Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики возглавит работу по построению и запуску государственного канала системы мониторинга и оценки Стратегии. Запуск негосударственного  канала (внешнего мониторинга) должна взять на себя одна или группа неправительственных организаций, способных привлечь к этой работе независимых, национальных экспертов в этой области. Мониторинг, построенный на альтернативных оценках, впервые инициируется в рамках данной Стратегии, что станет её отличием от всех предыдущих программ и стратегий страны в контексте повышения уровня партнёрского сотрудничества с гражданским сектором.
 
5.    Запуск системы мониторинга и оценки предполагает отслеживание результатов на регулярной основе с предоставлением «потоков» информации в Министерство экономики финансов для формирования официальной отчётности. Источниками данных для внешнего мониторинга и оценки, проводимого группами независимых экспертов, могут быть как официальные каналы, так и независимые исследования, анализ и оценка. С целью прозрачного освещения данных мониторинга и оценки будет внедрена практика их размещения на сайте: www.minfin.kg Особое внимание будет уделено совершенствованию и расширению выборки для проведения ежегодного мониторинга уровня жизни населения с целью оценки показателей бедности как по стране, так и её регионам.
 
6.    На основании данных мониторинга будет периодически проводится оценка эффективности реализации Стратегии. В ходе этой оценки будет детально анализироваться достигнутый прогресс, определяться «слабые места» и недостатки в ходе выполнения мероприятий и проектов стратегии. На основании полученных результатов будут приниматься оперативные решения по выбору альтернативных возможностей, повышению эффективности действий, перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации усилий с донорским сообществом, более полному удовлетворению ожиданий общества. 
 
7.    Основной проблемой для запуска полноценной системы мониторинга и оценка является сегодня институциональную слабость страны. Имеющийся на сегодня экспертный потенциал по мониторингу и оценке можно охарактеризовать как относительно низкий, так как знания носят преимущественно отрывочный и разрозненный характер, а их носители разобщены. Решение этой проблемы невозможно без интеграции всех возможных ресурсов и дальнейшей координации усилий.  Ключевая роль здесь принадлежит донорским организациям как носителям знаний и опыта в области мониторинга и оценки. Поэтому, в Плане мероприятий Стратегии при содействии донорского сообщества намечены меры, нацеленные на решение этой задачи, включая запуск проектов по техническому оснащению и обучению национальных экспертов  для работы в этой области. Донорское сообщество может сыграть также решающую роль и в консолидации возможностей по независимой оценке эффективности Стратегии. Опыт институтов ООН, Всемирного Банка, Европейской Комиссии и других международных организаций по оценке положения детей и женщин, эффективности государственного управления, ситуации в области прав человека являются исключительно важными составляющими в предстоящей работе нацеленной на формирование и укрепление институтов мониторинга и оценки в стране. В целом, скоординированные усилия официальных структур, гражданского сектора и донорского сообщества являются залогом успеха в деле создания и укрепления эффективной системы мониторинга и оценки  в стране.