1

IV. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

4.1. Вызовы и угрозы экономической безопасности

4.1.1. Вызовы и угрозы общеэкономического характера

76.     Географическое расположение и небольшие размеры Кыргызстана являются постоянными факторами, которые оказывают ограничивающее влияние на все экономические решения государства и частного сектора. Кыргызстан не имеет выхода к морским коммуникациям, железнодорожные коммуникации с прилегающими странами имеются только с Казахстаном и с Узбекистаном. Внутри страны основная часть перевозок по стране осуществляется автотранспортом, Север и Юг страны соединены железнодорожными коммуникациями только через территорию Узбекистана. Кыргызстан — это страна с численностью 5 миллионов 224 тыс. человек, из них по разным оценкам от 200 до 800 тыс. чел. экономически активного населения находятся в трудовой эмиграции. Отсутствие широкого выхода к мощным международным транспортным коммуникациям, высокие транспортные расходы при внутренних перевозках, маленький внутренний рынок являются постоянными факторами, препятствующими развитию многовекторных и диверсифицированных мирохозяйственных связей и реализации в стране крупномасштабных инвестиционных проектов, ориентированных на внутренний рынок.
 
77.     Снижение темпов роста глобальной экономики, проблемы в крупнейших экономиках мира создают угрозу замедления роста экономики Кыргызстана. Наша страна все в большей мере входит в мировую экономику. В настоящее время кризисные явления в мировой экономике охватывают не только финансовые рынки, но и банковскую систему, жилищное строительство, состояние национальных бюджетов, социальных расходов, уровень жизни населения. Негативные тренды этих процессов способны значительно ухудшить условия для устойчивого внешнего инвестирования как кыргызской экономики, так и экономики некоторых стран из числа основных торгово-экономических партнеров (Казахстан, Россия).
 
78.     Мировой финансовый кризис, в случае его углубления, способен существенно осложнить ситуацию на финансовых рынках Кыргызстана. Наибольшие риски для экономики Кыргызстана связаны с возможным оттоком за пределы страны финансовых ресурсов из банковской системы, повышением стоимости заемных средств для бизнеса, нестабильностью курса национальной валюты и ростом инфляционных ожиданий. Фактором, усугубляющим ситуацию, может стать сокращение трансфертов от трудовых мигрантов в странах СНГ.
 
79.     Экономика Кыргызстана не обладает достаточной способностью сглаживать на своей территории последствия негативных процессов на мировых финансовых и товарных рынках. Кыргызстан имеет небольшую, открытую и недостаточно диверсифицированную экономику. Это делает ее чувствительной к негативным процессам на внешних финансовых и товарных рынках. Способность Кыргызстана адекватно отвечать на усиливающиеся внешнеэкономические вызовы становится серьезным фактором. Пока экономическая система не в состоянии в достаточной мере эффективно противостоять внешним инфляционным импульсам направленными и взаимодополняющими денежно-кредитной и фискальной политиками. Фундаментальной проблемой является недостаточно развитая конкуренция в отдельных секторах экономики, в том числе, связанных с частным потреблением. Страна не имеет стабилизационного фонда, который можно использовать для локализации негативных последствий внешнеэкономических вызовов.
 
80.     Хотя острота проблемы обслуживания внешнего долга за последние годы существенно снизилась, его размер, а также вероятность неблагоприятного совокупного воздействия ряда факторов могут создать трудности обслуживания. Внешний долг Кыргызской Республики на начало 2008 г. составил 2,076 млрд. долларов США (доля в ВВП — 52,8%). Существенное улучшение ситуации по сравнению с предыдущим периодом стало возможным в результате направленной политики государства и благоприятных внешних условий. Вместе с тем макроэкономические риски, связанные с крупным внешним долгом, сохраняются. Возможности его обслуживания без критического напряжения бюджета во многом будут зависеть от стабильности мировой финансовой системы и устойчивости обменного курса сома по отношению к ведущим валютам, а также от жесткости политики привлечения новых кредитов и займов, усиления контроля и анализа эффективности использования государственных займов и кредитов.
 
81.     Текущее состояние экономики и взятые государством обязательства по социальным программам не достаточно сбалансированы. Стремление поддержать социальный сектор привело к установлению относительно высокой планки социальных обязательств государства. Расходы государственного бюджета на социальные программы в последние годы составляют более 50% всех расходов. При этом правительство недостаточно уделяет внимание анализу эффективности политики в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи. Дальнейший рост уровня социальных обязательств без оптимизации оснований, регулирующих включение граждан в те или иные социальные программы, может привести к неприемлемому росту бюджетных расходов.
 
82.     Экономика Кыргызстана утрачивает промышленный компонент, она имеет значительные диспропорции, как в отраслевой, так и в территориальной структуре. Существующая структура экономики ориентирована, в основном, на сельскохозяйственное производство, добычу минерального сырья, производство услуг. Она также не инновационна, не имеет и не предполагает создание знание- и техноориентированных отраслей. В Кыргызстане, несмотря на некоторые изменения отраслевой структуры (доля услуг растет, а доля производственных отраслей падает), темпы структурных сдвигов замедлились. Экономика Кыргызстана имеет диспропорции в территориальном размещении производительных сил. Промышленный потенциал страны сконцентрирован, в основном, в Чуйской долине и г.Бишкек. Кыргызская экономика имеет недостаточную норму накопления для совершенствования основного капитала, для обретения потенциала структурных изменений в пользу инновационных, технологически емких отраслей экономики.
 
83.     Предприятия, находящиеся в государственной собственности, управляются крайне неэффективно. В настоящее время сложилась ситуация, при которой Правительство не владеет достаточной информацией о финансово-хозяйственной деятельности этих компаний, не утверждает финансовые планы и отчеты важнейших предприятий. Государственные учреждения не обладают опытом и навыками управления, у них отсутствует достаточная мотивация. При этом управляющие компании, состоящие из ответственных за свою деятельность профессионалов, не привлекаются для обеспечения эффективной работы предприятий государственной собственности.
 
84.     Создаваемые в Кыргызстане рабочие места не покрывают реальных потребностей трудоспособного населения. Уровень безработицы в Кыргызстане составляет 8,2% (к экономически активному населению, 2007 г.). Остроту проблемы создания рабочих мест в Кыргызстане в определенной мере сглаживает «предложение» со стороны неформального сектора экономики, а также внешняя трудовая эмиграция. Последний фактор при углублении мирового экономического кризиса будет слабеть.
 
85.     Значительный размер неформального сектора экономки снижает доверие населения к государственной власти, создает ложные сигналы и стимулы для экономического развития. Размеры неформального сектора экономики в Кыргызстане достигают 50% ВВП (исследования ПРООН). Он негативно влияет на налоговую и социальную базу, формирует ложные рыночные сигналы, создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий, искажает официальную статистику, приводит к принятию неэффективных решений в области экономической политики. Неформальный сектор экономики продуцирует коррупцию и одновременно сам является продуктом коррупции. Особую опасность представляет использование представителями теневого бизнеса больших финансовых возможностей для проникновения во властные структуры и расширения сфер распространения неформального сектора экономики.
 
86.     Экономическая политика, отраженная в системе программно-целевых и нормативных регулирующих документов, нередко находится в отрыве от реальной практики управления развитием экономики. Общее количество концепций, стратегий, программ и т.д., охватывающих как экономику в целом, так и ее отдельные компоненты, в стране превысило 260 наименований. При этом существует определенный разрыв между заявленной в них экономической политикой и реальными действиями по управлению экономикой. Причиной тому являются несовершенство системы управления, недостаточно жесткая регламентация связи практических действий с заявленной в стратегических и программных документах экономической политикой, а также несовершенство самих этих документов.
 
87.     Ряд присвоенных Кыргызстану рейтингов международными и исследовательскими организациями не соответствует реальным возможностям страны и обусловливает необходимость активизации целенаправленной политики по их улучшению. Включение Кыргызстана в мировые классификации по различным критериям — это позитивное явление, которое позволяет в определенной мере сопоставить результаты развития страны с другими странами. Однако в настоящее время по ряду важных рейтингов Кыргызстан находится низких местах. В частности, согласно Глобальному Индексу Конкурентоспособности 2007-2008 (Global Competitiveness Index 2007-2008) Кыргызстан занимает 119 место. Причем место страны в мировом рейтинге за прошедший год ухудшилось. Кыргызстан должен стремиться улучшить свои показатели в признаваемых международным сообществом рейтингах. Значительное улучшение рейтинга Кыргызстана по индексу Ведение бизнеса (Doing Business: в 2007 г. — 99 место, в 2008 г. — 68 место) показывает наличие в стране весомого потенциала для улучшения позиции страны в мировых классификациях при проведении направленной государственной политики.