1

5.2.2. Перспективы развития экономики Кыргызской Республики в 2009-2011 гг.

142.     С учетом внешних и внутренних предпосылок и тенденций развития мировой экономики в среднесрочном периоде прогнозируется реальный рост ВВП на 5,6% в среднем за год. Кроме внешнего влияния важнейшими предпосылками устойчивого развития экономики станут социально-политическая стабильность, благоприятный инвестиционный климат, снижение долгового бремени, гибкая регуляторная политика в сфере предпринимательства и фискальная реформа, повышение кадрового потенциала через подготовку квалифицированных специалистов в вузах и профессионально-технических учреждениях КР.
 
143.     Следствием роста экономики станет ежегодное увеличение среднемесячной заработной платы (на 4,6%), что приведет к росту денежных доходов населения (на 4,5%) и росту ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет в 2011 г.
 
144.     Экономическая политика будет направлена на развитие реального сектора, привлечение в экономику страны внутренних и внешних инвестиций, содействие эффективному функционированию рынков труда, капитала, земли и природных ресурсов.
 
Таблица 5.2.1. Темпы роста основных макроэкономических показателей в  2009-2011 гг. (в % к предыдущему году)
 
 
2005-2008
суммарно (2004=10%)
2009
ожид.
2010
прогноз
2011
прогноз
2009-2011
суммарно (2008=100%)
Темпы реального роста ВВП
120,1
104,7
105,8
106,5
118,0
Темпы инфляции
112,5*
112-115
110
менее 110
110,3-111,3*
Темпы роста численности занятых
102,6**
100,6
101,1
101,0
100,9*
Темпы роста производительности труда
101,6**
104,1
104,7
105,5
104,8*
Темпы реального роста среднемесячной заработной платы
146,0
106,1
106,4
106,5
120,2
Темпы роста денежных доходов населения
109,8*
102,9
105,1
105,5
104,5*
Продолжительность жизни, лет
67,8**
68,7
69,1
70,0
69,3*
*           среднегодовой показатель, в 2011 году для расчета показателя «темп инфляции» взят рост инфляции 9%.
**         средний показатель за 2005-2007 годы.
 
145.     Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики продолжат проведение сбалансированной денежно-кредитной политики с целью достижения и поддержания стабильности общего уровня цен.
 
146.     Динамику инфляции будут предопределять сохраняющиеся риски воздействия внешних шоков на макроэкономическую ситуацию в республике и такие факторы, как внутренний и внешний совокупный спрос, изменения во внешней конъюнктуре, а также бюджетно-налоговая и тарифная политика. Предполагается, что проведение согласованной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, инвестиционной, антимонопольной и социальной политики позволит замедлить темпы роста инфляции с 20%, сложившихся в 2008 г., до уровня однозначных параметров к 2011 г.
 
147.     Пик роста потребительских цен пришелся на 2008 год вследствие заметного подорожания основных продовольственных товаров на мировом рынке. На внутреннем рынке потребительские цены формировались в условиях продолжающегося интенсивного повышения потребительского спроса и в результате роста доходов населения, а также роста тарифов на электрическую, тепловую энергию и транспортные услуги.
 
148.     В среднесрочный период сохранится высокий уровень цен на энергоресурсы и продовольственные товары. Влияние немонетарных факторов будет преобладать и соответствовать уровню, наблюдавшемуся с 2006 г. в среднем более 70%. В то же время доля монетарных факторов будет составлять менее 15%, а инфляционных ожиданий населения — порядка 15%.
 
149.     В среднесрочной перспективе для сдерживания инфляции будут предприниматься:
(i) меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли;
(ii) меры по поддержанию эффективности, безопасности и надежности банковской системы с целью стимулирования роста сбережений населения;
(iii) меры по обеспечению экономики ликвидностью в объеме, соответствующем спросу на деньги.
 
150.     В среднесрочной перспективе сохранится политика плавающего обменного курса. Валютные интервенции будут осуществляться в объемах, необходимых для сглаживания резких колебаний обменного курса. При этом международные резервы планируется поддерживать на уровне не менее трех месяцев импорта товаров и услуг.
 
151.     В реальном секторе экономики среднегодовой рост реального ВВП на уровне 5,6% будет обеспечиваться за счет устойчивого роста во всех секторах.
 
Таблица 5.2.2. Структура производства и темпы роста реального ВВП, 2009-2011 гг.
 
 
2008г.
ожид.
2009г.
прогноз
2010г.
прогноз
2011г.
прогноз
2009-2011гг.
в среднем
за год
ВВП в текущих ценах (млрд. сомов)
180,9
218,9
259,3
304,3
260,9
ВВП по видам экономической деятельности (%)
100,0
100,0
100,0
100,0
100
            Сельское хозяйство
26,9
26,2
25,8
25,4
25,8
            Промышленность
13,9
14,1
14,1
13,1
13,8
            Строительство
3,3
3,5
3,7
3,9
3,7
            Услуги
42,2
42,5
42,7
43,8
43,0
            Косвенные налоги
13,7
13,7
13,7
13,8
13,7
Темпы реального роста ВВП (%)
7,7
7,4
8,3
8,1
7,9
ВВП без учета «Кумтора»
5,6
7,1
7,9
8,6
7,9
            Сельское хозяйство
2,0
2,6
3,1
3,5
3,1
            Промышленность
15,9
11,1
14,7
5,4
10,4
            Промышленность без
            учета «Кумтора»
1,8
9,9
13,2
8,0
10,4
            Строительство
10,5
11,2
11,6
13,0
11,9
            Услуги
8,4
8,9
9,1
11,1
9,7
 
152.     В структуре использования ВВП доля валовых инвестиций возрастет с 29,7% в 2008 г. до 36,2% к ВВП в 2011 г. за счет стимулирования притока частных внутренних и иностранных инвестиций.
 
153.     Среднесрочная инвестиционная политика предусматривает в среднем ежегодный рост валовых инвестиций на уровне 14,1%. Рост инвестиций будет обеспечен за счет увеличения частных инвестиций в результате: (i) устранения всех административных барьеров; (ii) создания благоприятного таможенного и налогового режимов; (iii) реального укрепления доверия и повышения устойчивости финансовой системы, включая банковский сектор и рынок страхования, что повысит эффективность механизма защиты инвесторов от возможных рисков, и станет источником долгосрочных инвестиций. Доля государственных инвестиций в 2009-2011 гг. прогнозируется в среднем на уровне 4,1% в год.
 
154.     Немаловажным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность страны, будет устойчивость внешнего долга. В контексте бюджетной политики долговая устойчивость предполагает такой объем накопленного внешнего долга и размеры регулярных расходов на его обслуживание, платежи по которым будут производиться без ущерба для других статей бюджета и развития экономики в целом. В целях уменьшения бремени внешнего долга, потенциально угрожающего обеспечению устойчивого роста экономики, Правительство рассмотрит все возможности его дальнейшей реструктуризации.
 
155.     В среднесрочной перспективе будет продолжена политика жесткого управления государственным долгом, хотя в настоящее время этот фактор представляет уже меньшую опасность для макроэкономической стабильности. В 2009-2011 гг. привлечение иностранных финансовых кредитных ресурсов по-прежнему будет жестко регламентировано целесообразностью, льготностью и максимизацией их потенциального влияния на развитие экономики страны.
 
156.     Прогнозируется снижение удельного веса потребления в ВВП с 106,4% в 2008 г. до 99,5% в 2011 г., вследствие тенденции перехода экономики из потребительской в формат инвестиционной. Рост частного потребления в 2009-2011 гг. в среднем на 3,7% в год будет обеспечен ростом денежных доходов населения, что связано с прогнозируемым ростом реальной заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности. Учитывая реформы, направленные на оптимизацию государственного управления, удельный вес государственного потребления снизится с 16% в 2008 г. до 13,9% в 2011 г., его темп роста будет сдерживаться в среднем на уровне 1,4% в год.
 
157.     В среднесрочном периоде прогнозируется неоднозначная тенденция роста экспорта и импорта товаров и услуг. При этом показатель чистого экспорта в 2011 г. улучшится на 0,4 процентных пункта по сравнению с 2008 г. и составит 35,7% ВВП. Среднегодовой рост экспорта составит 4,3% и будет в основном обеспечен увеличением поставок золота, как за счет роста производства на месторождении «Кумтор», так и введением новых мощностей («Талды-Булак Левобережный» и «Джеруй»). Увеличение объемов импорта (на 5,5% в среднем за год) будет определяться не только ростом импорта энергопродуктов, но и увеличением доли поставок инвестиционных товаров в общем объеме импорта с 13% в 2008 г. до 20% в 2011 г., в рамках обозначенного сценария по переходу экономики в инвестиционный формат.
 
158.     Рост объемов капитальных вложений в экономику страны является обосновывающим фактором перехода экономики страны из потребительского формата в инвестиционный. Планируется, что объем капитальных вложений из всех источников финансирования возрастет в 2009-2011 гг. до 14 млрд. сомов в среднем за год, что в 2,5 раза больше значения этого показателя за 2005-2007 гг. (5,5 млрд. сомов). При этом объем капитальных вложений из бюджета (с учетом софинансирования) в 2009-2011 гг. составит более 6 млрд. сомов (43%) в среднем за год или в 3,8 раза больше, чем значение этого же показателя в 2005-2007 гг.(21).
 
Таблица 5.2.3. Использование ВВП, 2009-2011 гг. (доля в ВВП, %)
 

 

2009г.
ожид.

 

2010г.
прогноз

 

2011г.
прогноз

 

2009-2011гг.
в среднем
за год

 

Потребление

 

105,1

 

102,7

 

99,5

 

102,5

 

Государственное

 

15,4

 

14,7

 

13,9

 

14,7

 

            темпы реального роста,%

 

1,5

 

1,4

 

1,3

 

1,4

 

Частное

 

89,7

 

88,0

 

85,6

 

87,8

 

            темпы реального роста,%

 

3,9

 

3,5

 

3,6

 

3,7

 

Валовые инвестиции

 

30,8

 

33,3

 

36,2

 

33,4

 

            темпы реального роста,%

 

9,1

 

15,8

 

17,5

 

14,1

 

Государственные инвестиции

 

4,1

 

4,3

 

4,1

 

4,1

 

Частные инвестиции

 

26,7

 

29,0

 

32,1

 

29,3

 

Экспорт (товары и услуги)

 

52,4

 

52,1

 

51,5

 

52,0

 

            темпы реального роста,%

 

-3,8

 

9,1

 

7,7

 

4,3

 

Импорт (товары и услуги)

 

88,3

 

88,1

 

87,3

 

87,9

 

            темпы реального роста,%

 

-1,2

 

9,6

 

8,2

 

5.5

 

Чистый экспорт

 

-36,0

 

-36,0

 

-35,7

 

-35,9

 

 
159.     Среднесрочная бюджетная политика будет направлена на опережающий рост доходной части бюджета по сравнению с расходной частью, что приведет к заметному снижению дефицита бюджета (включая ПГИ) с 2,0% к ВВП в 2008 г. до 0,6% к ВВП в 2011 г.
 
160.     Сохранение стабильной макроэкономической ситуации, улучшение налогового и таможенного администрирования, увеличение налогооблагаемой базы будут способствовать обеспечению устойчивых и стабильных доходов бюджета. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений также окажет положительное воздействие на доходы местных бюджетов.
 
161.     Удельный вес доходов бюджета снизится с 25,8% к ВВП в 2009 г. до 24,1% к ВВП в 2011 г. при их номинальном увеличении. Среднегодовой номинальный темп роста доходов составит 8,2%. Повышение бюджетных доходов в среднесрочной перспективе произойдет главным образом за счет роста налоговых поступлений. Объем налоговых доходов увеличится с 19,8% к ВВП в 2009 г. до 20,1% в 2011 г.
 
162.     Политика государственных расходов будет сфокусирована на программах и проектах развития, определяемых настоящей Стратегией. В соответствии с приоритетами настоящей Стратегии Программа государственных инвестиций (ПГИ) будет также нацелена на поддержку важнейших элементов производственной, в том числе сельскохозяйственной и социальной инфраструктур.
 
163.     Несмотря на уменьшение доли расходов государственного бюджета с 27,7% ВВП в 2009 г. до 24,8% в 2011 г., номинальный рост расходов бюджета в среднем ежегодно составит 6,8%. При этом текущие расходы на социальный сектор будут ежегодно в среднем увеличиваться с номинальным темпом не менее 12%. Расходы бюджета развития (включая ПГИ), будут расти с 11,3 млрд. сомов в 2009 г. до 14,7 млрд. сомов в 2011 г. или на 30,8%.
 
————————————————————————————————————————————————————-
20 В настоящее время основная доля мировой торговли (около 65%) приходится на развитые страны.

21 Данные за 2009-2011гг. из бюджета на 2009-2011гг.