1

6.4.2. Обеспечение комплексной безопасности населения и территории от стихийных бедствий и катастроф

771.     Общая оценка текущей ситуации. Территория Кыргызской Республики подвержена воздействию более 20 опасных природных процессов и явлений из 70 самых распространенных в мире. Наибольшую угрозу устойчивому развитию, человеческим жизням, объектам жизнеобеспечения, населенным пунктам представляют землетрясения, оползни, сели и паводки, снежные лавины, прорывоопасные высокогорные озера, подтопления грунтовыми водами.
 
772.     Насчитывается не менее 14 тысяч опасных участков и зон источников стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые распределены неравномерно по территории Кыргызской Республики. Ежегодно, по среднестатистическим данным, происходит порядка 200 чрезвычайных ситуаций природного характера, и из опасных зон отселяются более 1000 семей. 75% населения республики проживает в 74 населенных пунктах, которые находятся в зоне возможного возникновения очагов землетрясений, интенсивность которых может быть более 9 баллов.
 
773.     На территории Кыргызстана находится 92 объекта, в которых размещено 250 млн.куб.м токсичных и радиоактивных отходов горнорудного производства, из них в ведении государственных структур находится 36 хвостохранилищ и 25 горных отвалов, из которых 31 урановых и 5 токсичных захоронений с общим объемом порядка 15,7 млн.куб.м отходов. Общее количество мест размещения токсичных отходов увеличилось с 41 в 1999 г. до 48 в 2007 г., при этом площадь размещения увеличилась больше чем в два раза — с 189,3 га до 381,3 га соответственно.
 
774.     В последние годы в Кыргызстане, как и во всем мире, стихийные бедствия имеют тенденцию роста (2005 г. — зарегистрировано 182 чрезвычайные ситуации, 2006 г. — 185, 2007 г. — 209, а за первое полугодие 2008 г. — 179), большей частью это связано с негативными последствиями глобального изменения климата. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера становятся серьезным препятствием для устойчивого развития страны и снижения уровня бедности населения. В связи с ростом чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера год от года увеличивается и комплекс мер по их ликвидации и предотвращению, эффективность реализации которых зависит от готовности служб спасения, полной и своевременной обеспеченности их людскими и материальными ресурсами, которые недостаточны.
 
775.     Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна быть направлена на заблаговременное применение мероприятий, обеспечивающих их предупреждение и снижение ущербов, максимальное возможное использование имеющихся сил и средств государственных структур и органов местного самоуправления. Планирование и осуществление должно проводиться с учетом природных и экономических особенностей региона, степени опасности и обеспечивать эффективность и необходимую достаточность.
 
776.     Достижения и проблемы. Завершено формирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС) как переходного этапа к формированию новой универсальной комплексной системы Гражданской защиты, объединяющей в себе задачи и функции двух систем защиты — ЕГСЧС и системы Гражданской обороны. В данную систему войдут органы управления, силы и средства республиканских структур исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Создан координирующий орган — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС под председательством Премьер-министра КР.
 
777.     При поддержке ПРООН создана Координационная группа по реагированию на чрезвычайные ситуации в Кыргызской Республике, направленная на укрепление сотрудничества и координации между Правительством и международными организациями в области реагирования на чрезвычайные ситуации. При поддержке Всемирного банка в городах Бишкек и Ош созданы и функционируют Центры управления кризисными ситуациями.
 
778.     Значительному усилению потенциала МЧС КР способствовало создание двух мобильных инженерно-механизированных отрядов, оснащенных инженерной, автомобильной и специальной техникой, необходимой для проведения защитных мероприятий. Кроме того, в 2007 г. в 4-х крупных городах были созданы службы спасения. Однако остро стоит вопрос о техническом состоянии противопожарной и аварийно-спасательной служб, большая часть оснащения которых была произведена в 80-е годы прошлого века.
 
779.     Ежегодно в целях повышения эффективности превентивных мер готовится и издается «Мониторинг, прогноз и подготовка к реагированию на возможные активизации опасных процессов и явлений на территории Кыргызской Республики и приграничных районах с государствами Центральной Азии». За период 2005 — 1 полугодие 2008 гг. проведены работы на 230 объектах защитного и предупредительного характера, а также на 134 объектах сельскохозяйственного назначения.
 
780.     Ежегодный объем выделяемых средств на проведение предупредительных мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций составляет порядка 20 млн. долларов США. Однако эти средства большей частью используются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь негативно отражается на реализации плановых мероприятий предупредительного характера. Кроме того, остро стоит вопрос закладки материального резерва на случай чрезвычайных ситуаций.
 
781.     Создана Международная координационная группа для осуществления координации действий Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, международных организаций и стран-доноров по решению проблем в районе поселка Минкуш.
 
782.     В рамках проекта Всемирного Банка ведется деятельность по реабилитации хвостохранилищ около города Майлуу-Суу, установлено 5 систем мониторинга за оползневыми процессами и раннему оповещению в наиболее опасных с точки зрения схода оползней местах в Ошской и Джалал-Абадской областях. При помощи Правительства Чешской Республики в районе хвостохранилищ пгт.Ак-Тюз проведено изучение экологической обстановки и ликвидация бывшего склада концентрата руды Ак-Тюзской обогатительной фабрики.
 
783.     Для повышения эффективности решения вопросов радиоактивных и токсичных захоронений существует необходимость в создании специализированного Государственного органа по обращению с радиоактивными и химическими отходами при Правительстве Кыргызской Республики. По предварительным оценкам, стоимость только первоочередных мероприятий по обеспечению безопасного состояния хвостохранилищ составляет более 30 млн. долларов США.
 
784.     Приоритеты:
(i) повышение эффективности комплексной безопасности населения и территории от стихийных бедствий и катастроф;
(ii) обеспечение безопасного содержания радиоактивных и токсичных захоронений.
 
785.     Цели и задачи. Цель: обеспечение комплексной безопасности населения и территории от стихийных бедствий и катастроф в соответствии с Хиогской Программой Действий 2005-2015 гг. для устойчивого развития страны.
 
786.     Задачи:
(i) интегрирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и государственной системы Гражданской обороны в государственную систему Гражданской защиты Кыргызской Республики;
(ii) реализация программ предупредительных и аварийно-восстановительных работ для уменьшения риска стихийных бедствий и техногенных катастроф;
(iii) создание системы комплексного мониторинга и прогнозирования природных опасностей на основе новейших технологий и дистанционных методов;
(iv) усиление и совершенствование государственных служб экстренной помощи (противопожарных, аварийно-спасательных и др.);
(v) приведение в безопасное состояние законсервированных радиоактивных и токсичных захоронений.
 
787.     Перспективы развития на 2009-2011 гг. Политика и меры. Для достижения поставленных задач будет выработан комплекс нормативно-правовых и организационно-технических мер, направленных на совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их предупреждение и ликвидацию через разработку и реализацию:
(i) Национального плана реагирования на чрезвычайные ситуации;
(ii) Закона Кыргызской Республики «О гражданской защите»;
(iii) Концепции развития государственной системы гражданской защиты и т.д.;
(iv) активизацию работы с международными организациями, в том числе донорскими, по поиску партнеров и привлечению грантовой помощи.
 
788.     Программы и проекты в рамках обозначенных приоритетов. В рамках Стратегии Развития Страны для достижения поставленных задач предполагается реализация следующих проектов и программ:
 
789.     В рамках Задачи 1:
(i) дальнейшее совершенствование и развитие единой сети Центра управления в кризисных ситуациях с использованием современных информационных технологий;
(ii) укрепление сотрудничества и координации в области реагирования на чрезвычайные ситуации между Правительством и международными организациями в рамках проекта ПРООН «Координационная группа по реагированию на чрезвычайные ситуации в Кыргызской Республике» и создание основы для вовлечения органов местного самоуправления в управление рисками стихийных бедствий в рамках проекта ПРООН «Внедрение управления рисками стихийных бедствий в процесс децентрализации в Кыргызстане».
 
790.     В рамках Задачи 2:
(i) разработка и реализация программ предупредительных, аварийно-восстановительных и проектно-изыскательных работ (строительство объектов, обеспечивающих защиту населения и территорий, сельхозугодий от активизации природных процессов);
(ii) повышение эффективности работы инспекций и контроля по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору;
(iii) разработка и осуществление программы по привлечению инвестиций для реализации проектов по реабилитации и строительству берегозащитных дамб на реках Кыргызской Республики.
 
791.     В рамках Задачи 3:
(i) создание системы комплексного мониторинга и прогнозирования оползневых процессов на основе ГИС-технологий и дистанционного зондирования на территории Кыргызской Республики;
(ii) организация и создание комплексной действующей сети мониторинга, гидрологических и сейсмических движений земной коры на территории Кыргызской Республики и в приграничных районах стран Центральной Азии;
(iii) реабилитация метеорологических станций и постов и дальнейшая реализация проекта «Швейцарская поддержка Гидрометеорологических Служб в бассейне Аральского моря (финальная фаза)».
 
792.     В рамках Задачи 4:
(i) укрепление технического потенциала противопожарной и аварийно-спасательной служб.
 
793.     В рамках Задачи 5:
(i) разработка и реализация аварийно-восстановительных работ на защитных сооружениях хвостохранилищ и горных отвалов;
(ii) реализация проекта Всемирного Банка «Предупреждение чрезвычайных ситуаций» (г.Майлуу-Су);
(iii) проведение международного форума доноров по радиоактивным отходам (при поддержке ПРООН в Кыргызской Республике);
(iv) взаимодействие с донорским сообществом и международными организациями по поиску инвестиций и реализации проектов рекультивации и реабилитации хвостохранилищ и горных отвалов (Минкуш, Ак-Тюз, Кан, Шекафтар, Сумсар, Орловка, Каджи-Сай).
 
794.     Ресурсы. Общий объем необходимого финансирования всех мероприятий и проектов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2009-2011 гг. составляет около 213 млн. долларов США.
 
795.     Ожидаемые результаты. Обеспечение безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защита окружающей среды от загрязнения, улучшение качества системы мониторинга, прогнозирования и раннего оповещения населения.