1

6.4. Повышение качества окружающей среды

6.4.1. Обеспечение экологической безопасности

748.     Общая оценка текущей ситуации. Высокогорный характер подавляющей части территории республики (96%) предопределяет высокую уязвимость экосистем к природным и антропогенным воздействиям. В этой связи экологическая устойчивость в единстве с социально-экономическими и институциональными аспектами создает основу для стабильного развития страны.
 
749.     Проведенные анализы состояния атмосферного воздуха показывают, что выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников, составившие в 2005 г. 34,5 тыс. тонн, выросли в 2007 г. до 37,9 тыс. тонн. В результате работы транспорта ежегодно в атмосферу городов республики поступает более 15 тысяч тонн токсичных загрязняющих веществ. Запыленность воздуха превышает в густонаселенных урбанизированных районах республики в 10 раз предельно допустимые концентрации. 84% хозяйств располагают площадью пашни менее 1 гектара. При таких размерах землевладений и отдельном хозяйствовании на них весьма проблематична организация противоэрозийных работ. Площади земель сельскохозяйственного назначения на конец 2007 г. сократились более чем на 49% по сравнению с 1995 г. Все это с учетом изменения климата снижает возможность обеспечения продовольственной безопасности.
 
750.     Прогрессирующая урбанизация территорий (земли населенных пунктов на конец 2007 г. по сравнению с 1995 г. увеличились на 85,5%) сопровождается снижением доступности новостроек к централизованным системам питьевого водоснабжения и адекватным системам канализации. Несмотря на то, что в целом по стране доля населения, имеющего доступ к безопасной питьевой воде выросла с 2005 по 2007 годы с 84,4% до 89,8%, однако более полмиллиона человек по-прежнему не имеют доступа к безопасным источникам питьевого водоснабжения.
 
751.     Выполнение обязательств по глобальным экологическим конвенциям, стороной которых является Кыргызская Республика, способствует поддержанию экологической устойчивости. Экологическая устойчивость, являясь приоритетом международного донорского сообщества, позволяет привлекать финансовые средства для стабилизации, предотвращения деградационных процессов природных ресурсов, повышения потенциала жизнеобеспечения страны как основы повышения качества жизни и социально-экономического развития.
 
752.    Достижения и проблемы. Одним из важных достижений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования является утверждение Концепции экологической безопасности Кыргызской Республики (УП КР N 506 от 23.11.07) и комплекса мер по ее реализации (ПП КР N 294 от 13.06.08).
 
753.     Разработан и внесен в Жогорку Кенеш проект Экологического кодекса, подготовлен проект Закона КР «Об общем техническом регламенте «Об экологической безопасности», подготовлен проект Концепции перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию до 2035 г. Завершается подготовка второго Национального сообщения об изменении климата, которое показывает настоятельную необходимость выработки политики по адаптации страны и различных отраслей экономики к условиям изменяющегося климата.
 
754.     В целях сохранения, воспроизводства лесных экосистем реализуются: Концепция развития лесной отрасли Кыргызской Республики до 2025 г., Национальная лесная программа Кыргызской Республики на 2005-2015 гг., Национальный план действий развития лесного хозяйства Кыргызской Республики на 2006-2010 гг.. В 2008 г. начата первая в странах СНГ Национальная инвентаризация лесов Кыргызской Республики, реализуется Национальная Рамочная Программа по устойчивому управлению земельными ресурсами до 2016 г. и др.
 
755.     Для сохранения экосистем в стране объявлены моратории на вырубку особо ценных древесных пород и отлов рыбы в озерах Иссык-Куль, Сон-Куль и других водоемах республики. Однако, несмотря на принимаемые меры, изданная Красная книга Кыргызской Республики показывает увеличение количества входящих в нее видов растительного и животного мира.
 
756.     Положительным фактором обеспечения экологической устойчивости является наметившаяся тенденция увеличения площадей посадки лесных культур, способствующих сохранению естественных экосистем, в том числе биоразнообразия, круговорота воды, стабилизации климатических процессов. Весной 2008 г. лесохозяйственными предприятиями страны произведена посадка и посев леса на площади 3021 га. Увеличилась площадь особоохраняемых природных территорий с 4,37% в 2002 г. до 5,03% к 2007 г., что способствует усилению факторов смягчения последствий изменяющегося климата.
 
757.     Совместные усилия государственных и международных структур, гражданского общества страны в деле экологического образования и просвещения, а также образования для устойчивого развития способствуют повышению понимания значимости экологической устойчивости для процессов и стратегий развития страны.
 
758.     Изменение климата может свести, в конечном итоге, на нет все усилия по повышению качества жизни, в этой связи разработка и реализация национального плана по адаптации к климатическим изменениям становится настоятельной необходимостью. Особую тревогу вызывают прогнозы по состоянию ледников республики. На территории Кыргызской Республики насчитывается 8208 ледников, имеющих общую площадь оледенения 8076,9 кв.км, с общим объемом 494,7 куб.км. На сегодняшний день площадь оледенения уже снизилась на 20%, есть реальная опасность того, что к 2100 г. на территории республики не останется ледников.
 
759.     Практически не решается проблема переработки твердых бытовых отходов. Необходима поддержка со стороны Правительства в поиске инвестиций для строительства мусороперерабатывающего завода в городе Бишкек.
 
760.     Приоритет: Обеспечение экологической безопасности предполагает развитие страны, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям природной среды.
 
761.     Цель. Обеспечение экологической безопасности как основы устойчивого развития республики.
 
762.     Задачи:
(i) совершенствование экологической политики и нормативно-правовой базы для обеспечения экологической безопасности, достижения устойчивого развития страны и выполнения обязательств по глобальным экологическим конвенциям;
(ii) выработка и реализация политики и мер по адаптации страны к условиям изменяющегося климата;
(iii) повышение эффективности политики и мер по сохранению биоразнообразия;
(iv) выработка и реализация политики и мер по управлению твердыми бытовыми отходами, включая и медицинские отходы.
 
763.     Перспективы развития на 2009-2011 гг. Политика и меры. В целях достижения поставленных задач будут реализованы политики и меры, направленные на обеспечение:
(i) интеграции экологических требований в отраслевые политики;
(ii) гармонизации природоохранного законодательства с международным законодательством и выполнения обязательств по экологическим конвенциям;
(iii) смягчения последствий изменения климата;
(iv) сохранения биоразнообразия;
(v) разработки системы управления твердыми бытовыми отходами.
 
764.     Программы и проекты в рамках обозначенных приоритетов. Для достижения поставленных задач будут реализованы следующие программы и проекты:
 
765.     В рамках Задачи 1:
(i) гармонизация национального законодательства с международным правом, интеграция экологических требований в отраслевые политики;
(ii) разработка и внедрение специальных технических регламентов, направленных на обеспечение экологической безопасности;
(iii) выполнение обязательств по глобальным экологическим конвенциям.
 
766.     В рамках Задачи 2:
(i) разработка национального плана действий по адаптации к условиям изменяющегося климата и создание системы анализа и учета выбросов парниковых газов.
 
767.     В рамках Задачи 3:
(i) разработка и реализация Национальной стратегии сохранения биоразнообразия;
(ii) реализация Проекта ПРООН/ГЭФ «Усиление политики и нормативно-правовой структуры для решения проблем сохранения биоразнообразия в рыбной отрасли», направленного на восстановление рыбных запасов в озере Иссык-Куль с сохранением эндемичной ихтиофауны;
(iii) реализация Проекта ВБ/ГЭФ «Развитие экосистем Тянь-Шаня», направленного на:
(а) снижение эмиссии парниковых газов через посадку лесных культур на землях Государственного Лесного фонда и вне их и депонирования углекислого газа в биомассе, выращиваемых лесонасаждений, в рамках Механизмов Чистого Развития, согласно Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
(b) расширение площади особоохраняемых природных территорий и усиление их потенциала.
 
768.     В рамках Задачи 4:
(i) разработка Стратегии по управлению твердыми бытовыми отходами, реализация Стратегии по управлению медицинскими отходами, строительство мусороперерабатывающего завода.
 
769.     Ресурсы. В целом, финансовая потребность на решение поставленных задач по обеспечению экологической безопасности страны на 2009-2011 гг. составляет 56,5 млн. долларов США.
 
770.     Ожидаемые результаты. В рамках реализации поставленных задач будут достигнуты следующие результаты:
(i) экологические требования интегрированы в отраслевые политики индустриально-инновационного развития, развития аграрного сектора и продовольственной безопасности, национальную энергетическую программу до 2008-2010 гг. и Стратегию развития топливно-энергетического комплекса до 2025 г., программы развития среднего, профессионально-технического и высшего образования;
(ii) разработаны и внедрены специальные технические регламенты, направленные на обеспечение экологической безопасности;
(iii) национальное законодательство отвечает требованиям международных природоохранных конвенций и договоров;
(iv) политика развития аграрного и топливно-энергетического комплексов пересмотрена с учетом адаптационных мер к условиям изменяющегося климата;
(v) создана система учета выбросов парниковых газов, позволяющая осуществление мониторинга содержания парниковых газов в атмосфере на территории республики;
(vi) создана база для восстановления рыбных запасов в озере Иссык-Куль с учетом сохранения эндемичных видов ихтиофауны;
(vii) увеличена площадь посадок лесных культур на землях государственного лесного фонда и вне этих земель — на 18150 га;
(viii) увеличена площадь особо охраняемых природных территорий до 5,5%;
(ix) привлечены инвестиции и начато строительство мусороперерабатывающего завода в городе Бишкек (2011 год);
(x) увеличен объем переработанных твердых бытовых отходов. Частный сектор вовлечен в систему управления твердыми бытовыми отходами.