1

8.3. Ресурсное обеспечение. Стратегия помощи стране

880.     Для достижения целей Стратегии развития страны будут мобилизованы все доступные источники финансирования. В основном это будут средства государственного бюджета страны, которые в среднесрочной перспективе будут интегрированы в Стратегию для выполнения конкретных мер и проектов в рамках обозначенных приоритетов, а также бюджет развития, поддерживаемый международными донорскими организациями в рамках Программы государственных инвестиций (ПГИ). Эффективная реализация Стратегии требует ужесточения и повышения прозрачности бюджетно-фискальной политики. Для этого будет осуществлен переход от постатейного составления бюджета на программный бюджет с обязательной оценкой эффективности расходования средств бюджетными учреждениями. Деятельность ведомств и ее финансирование будут тесно увязаны с целями Стратегии. Эти цели будут преследоваться в ходе мониторинга и оценки Стратегии, то есть будет установлена зависимость между размером финансирования и степенью решения задач, которые намечены для достижения целей Стратегии.
 
881.     Важными источниками финансовых средств так же будут программные кредиты и гранты международных донорских организаций, направляемые на покрытие дефицита бюджета и техническая помощь.
 
882.     Помимо этого, развитие страны в рамках приоритетов Стратегии будет поддерживаться местными бюджетами, а также частными инвестициями, включая прямые иностранные. Будут последовательно реализовываться меры по улучшению доступа к ресурсам банков и микрофинансовых организаций.
 
883.     В приложениях «Оценка ресурсов Стратегии» и «План мероприятий» приведены данные о возможностях финансирования четырех основных направлений развития:
(i) повышение качества экономического роста;
(ii) рост качества государственного управления;
(iii) улучшение качества жизни;
(iv) повышение качества окружающей среды. В плане также оценены объемы недостающего финансирования — «финансовый разрыв» для более уверенного и ускоренного развития приоритетов по этим направлениям.
 
884.     Общая потребность в финансировании мер, программ и проектов Стратегии на период 2009-2011 гг. составляет 289,4 млрд. сомов. При этом потребность средств из государственного бюджета составляет 164,2 млрд. сомов, а так же из источников бюджета развития и частных инвестиций — 125,2 млрд. сомов. Подтвержденное финансирование мероприятий, программ и проектов СРС из средств государственного бюджета составит в общей сложности 193,9 млрд. сомов. Донорское сообщество и частные инвесторы предоставляют средства на сумму 65,4 млрд. сомов.
 
885.     Требуемый объем финансирования экономических приоритетов Стратегии оценивается в 163,2 млрд. сомов. Возможности государственного бюджета и иных источников финансирования составляют 83,3 млрд. сомов, таким образом, покрывается 51,0% потребностей по данному направлению. Остальная часть средств в сумме 79,9 млрд. сомов должна быть изыскана из средств международных донорских организаций и путем привлечения частных инвестиций. Для привлечения прямых инвестиций в развитие данных приоритетов в Стратегии предусмотрены меры, направленные на улучшение бизнес-среды и инвестиционной политики. Принятие новой редакции Налогового кодекса также создаст предпосылки для экономического развития страны.
 
886.     На финансирование мер повышения эффективности реформ государственного управления в рамках Стратегии требуется 353,0 млн. сомов. Бюджет может профинансировать 95,0 млн. сомов или 26% потребности. Правительство рассчитывает на помощь международных донорских организаций на сумму 258,0 млн. сомов.
 
887.     Государство и доноры готовы направить 106,2 млрд. сомов на реализацию мер и проектов, направленных на человеческое и социальное развитие — этой суммой покрывается 92,7% потребности данного направления, которые составляют 114,6 млрд. сомов.
 
888.     На обеспечение экологической устойчивости в стране требуется 8,2 млрд. сомов — 3,3% общих потребностей Стратегии. Государство и доноры могут профинансировать мероприятия на сумму 2,7 млрд. сомов, что составляет 32,6% потребности. Финансовый разрыв составляет 5,5 млрд. сомов.
 
889.     На прочие расходы государственного бюджета на 2009-2011 гг., не входящие в приоритетные направления Стратегии, предусматриваются средства в размере 59,3 млрд. сомов, в том числе, 48,3 млрд. сомов за счет государственного бюджета и 10,9 млрд. — за счет кредита Российской Федерации.
 
890.     Финансовый разрыв СРС, с учетом мероприятий, не вошедших в План действий СРС, составляет 95,5 млрд. сомов. Недостаток средств необходимо обеспечить за счет привлечения прямых частных инвестиций и дополнительных средств для финансирования из бюджета. Правительство озабочено тем, что для решения целей и задач Стратегии страна не может изыскать финансовые ресурсы в полном объеме, и рассчитывает на поддержку приоритетов Стратегии международными донорскими организациями, совместная стратегия помощи стране (ССПС) которых тесно увязана с целями развития Правительства Кыргызской Республики. Партнеры по ССПС согласовали между собой конкретные стратегические цели и распределили их среди всех групп донорских агентств, включая программу Всемирного Банка.
 
891.     Деятельность партнеров по ССПС полностью укладывается в рамки основных приоритетных направлений Стратегии развития страны. ССПС применяет механизм совместного финансирования в тех направлениях, где имеются подходящие политические структуры. Помощь в рамках проектов будет оказываться в направлении создания потенциала и институционального усиления, поддержке инициатив местных сообществ и содействие инвестициям в инфраструктуру. Вся помощь в рамках проектов, за исключением помощи, направляемой через НПО и агентства системы ООН, будет четко отражена в бюджете.
 
892.     При этом необходимо отметить, основополагающим принципом привлечения внешней помощи останется принцип сдерживания нарастания новой задолженности. То есть, поддержка развития страны со стороны международных доноров будет осуществляться преимущественно через систему программных грантов.