[01.04.2ОО3] А ведь хотели как лучше

image_pdfimage_print
1 октября 2001 г. энергетический монополист Кыргызстана АО «Кыргызэнерго» было расчленено на семь компаний.
 
Авторы концепции дробления уверяли, что реструктуризация позволит повысить эффективность управления, появится здоровая конкуренция, упростится и ужесточится сбор платы с потребителей тепло- и электроэнергии, разукрупнение энергохолдинга сделает его более привлекательным для иностранных инвесторов. Словом, ожидалось, что от реорганизации кыргызстанской энергетики выиграют все — отрасль, предприятия, население.
 
Увы, радужные надежды на то, что «регулирующий жезл» рынка сам по себе направит дальнейшее развитие энергетики в нужное русло и все урегулирует должным образом, не оправдались.
Выступая 26 декабря 2002 г. с отчетом о работе правительства республики за 10 месяцев на сессии Законодательного собрания Жогорку Кенеша, премьер-министр Н.Танаев вынужден был признать, что реорганизация электроэнергетического сектора ожидаемых результатов не принесла. Дебиторская задолженность потребителей электроэнергии выросла за год на 26% и составила на 1 декабря 2002 г. более 2 млрд. сомов.
 
Впрочем, как считают некоторые специалисты, иного результата и быть не могло. Так, начальник центра развития и производственно-технологического управления ОАО «Национальная электросеть» М.Иманов в одном из интервью говорил, что реструктуризация АО «Кыргызэнерго» была проведена под нажимом мировых доноров, на западный манер и в условиях большой спешки. В ходе раздела в одночасье не стало единого управления. Возникла чехарда с неплатежами, отсутствием согласованных действий. Понадобился год, чтобы пришло осознание противоестественности такого положения вещей….
 
…Заглотив приманку в виде кредитов более чем на $1,7 млрд., Кыргызская Республика оказалась не в состоянии ни переварить их должным образом и с пользой для себя, ни тем более возвратить долги в срок и в полном объеме. В итоге страна и народ оказались заложниками финансовых доноров…
 
…Электроэнергетика была и остается становым хребтом кыргызстанской экономики и бюджета страны. Но острота проблемы в том, что в прошлом году впервые отчетливо проявилось нарушение баланса между возможностями производства и экспортом электроэнергии. Возникло вполне реальное опасение, как бы это частное явление не переросло в крайне нежелательную для будущего энергетической отрасли Кыргызстана тенденцию.
 
Нелишне напомнить, что едва ли не с первых дней независимости КР в стране идут разговоры о том, что отечественной электроэнергетике нужны инвестиции, что только на строительство Камбаратинских ГЭС 1 и 2 необходимо привлечь $1,5-2 млрд. Но туда ли следует в первую очередь направлять силы и средства? Не приведет ли это к значительному избытку мощностей в генерации, найдет ли кыргызстанская электроэнергия рынки сбыта? То, что к ней проявляют интерес Китай и Пакистан, еще ничего не доказывает…
 
В свое время этот проект привлек внимание ряда потенциальных инвесторов из дальнего зарубежья. К сожалению, многие из них, сколь быстро загоревшись желанием вложить в развитие кыргызстанской гидроэнергетики собственные финансовые средства, столь же быстро остывают при первом знакомстве с положением дел на местах. Что-то их у нас не устраивает. То ли бюрократическая волынка на различных уровнях власти, то ли мздоимство и коррумпированность чиновников, то ли что-то иное. Но факт остается фактом: иностранцы с миллионами к нам не очень торопятся.
 
Сомнение в необходимости первоочередного строительства Камбаратинских ГЭС возникает еще вот почему. Во-первых, с вводом в прошлом году на полную мощность Шамалды-Сайской и Таш-Кумырской ГЭС годовой электроэнергетический потенциал Кыргызстана достиг порядка 16 млрд. кВт-ч. В то же время, несмотря на достаточно медленный прирост мощностей по генерации электроэнергии, развитие инфраструктуры по ее транспортировке и передаче потенциальным покупателям не успевает за ним.
Во-вторых, потребности внутреннего рынка в электроэнергии за годы независимости заметно уменьшились из-за серьезного спада в промышленном производстве, и в ближайшей и даже более отдаленной перспективе трудно ожидать, что они сильно возрастут.
 
В-третьих, несмотря на то, что еще в марте 1996 г. в послании президента А.Акаева народу и Жогорку Кенеш республики подчеркивалось, что основным направлением нашей энергетической программы является достижение повсеместной электрификации производства и быта, обеспечение электроэнергией всех регионов страны; что для нас жизненно важной является задача перевода производства и быта на электропотребление, что надо в 2000 г. полностью перевести социально-культурный и коммунально-бытовой сектор на потребление электроэнергии, на практике рост энерготарифов с одной стороны вынуждает население сокращать потребление электричества, а с другой — граждане все менее ответственно относятся к своевременной и полной плате за него.
 
Как показали недавние контрольные рейды служб ОАО «Северэлектро» по некоторым потребителям столицы республики, коммерческие потери достигают 50% общего объема потребляемой энергии…
 
«Моя столица», 1 апреля 2003