[01.11.2OO2] Кто такой Бакиев: тихий карьерист или надежда демократии?

Из интервью экс-премьер-министра, ныне депутата ЗС ЖК К.Бакиева:
 
…Я бы хотел сказать, что у избирателей на сегодня, где бы они ни проживали, в городе или высоко в горах, очень хорошая информированность относительно тех или иных политических деятелей страны. Они хорошо знают, кто чем занимается, что из себя представляет. Обмануть их просто невозможно. И вот в итоге, несмотря на активное навешивание на меня всевозможных обвинений, избиратели Ала–Букинского, Чаткальского и Аксыйского районов предпочли меня 67% голосов. Кстати, и активность избирательной кампании в этом округе была самой высокой.
 
…Я не давал избирателям никаких скоропалительных обещаний относительно того, что, став депутатом, я тут же построю им водопровод, отремонтирую дороги и прочее. Как экс–премьер–министр я хорошо знаю, как решаются эти проблемы и какова реальная экономическая ситуация в стране сегодня, когда уже обсуждается бюджет на 2003 год. Я просто открыто и честно беседовал с избирателями, докладывал народу обо всем, что происходит в стране, и высказывал свое мнение относительно того, что можно сделать, как улучшить показатели экономики, поднять жизненный уровень населения…
 
…Начну с того, что на встречах с избирателями мне везде задавали один и тот же вопрос: «Почему вы подали в отставку, ведь мы не требовали этого? В то же время другие руководители, отставки которых мы добиваемся, остаются при своих должностях».
 
Я отвечал: поскольку аксыйские события произошли в то время, когда я был главой правительства, я посчитал нужным подать в отставку, хотя непосредственного отношения к этим событиям не имею. А что касается тех, кто к ним причастен и продолжают оставаться в руководстве, то это все на их совести. Я думаю, каждый политический деятель должен, прежде всего, сам давать оценку своим действиям, а не ждать того момента, когда за него это сделает кто–то другой — народ или президент. Я считаю, что люди, которые не понимают этого, наносят вред не только своей репутации, но и президенту страны.
 
…В качестве депутата Законодательного Собрания планирую работать в первую очередь над проблемой инвентаризации существующих законов. Еще в бытность премьер–министром я выявил, что многие наши законы противоречат друг другу, существуют и таковые, которые достались нам в наследство от советских времен, абсолютно не соответствующие реалиям сегодняшнего дня. Здесь предстоит большая работа, чтобы устранить все эти противоречия, прояснить общую ситуацию. Только после этого законы начнут работать. И, конечно же, буду действовать в направлении выработки новых законов и постановлений, которые способствовали бы улучшению нашей жизни, подъему экономики и стабильности политики страны.
 
…Я считаю, что сегодня проводить выборы мэров городов, глав районов и областей преждевременно. Все–таки нельзя сбрасывать со счетов клановое и региональное мышление большинства наших избирателей. Боюсь, что вместе с такими выборами мы получим вместо усиления демократического начала прямо противоположный результат, когда к власти по регионам и районам будут приходить только главы родов и кланов. Южанин никогда не будет главой северной области или района, а северянину, наоборот, будет полностью перекрыта дорога на юг. Все–таки та система, когда президент страны назначает акима района или губернатора области, но в то же время эти кандидатуры обсуждаются местными кенешами и они дают согласие на назначение, не изжила себя. Мы просто не можем правильно использовать все ее ресурсы. Я думаю, эффективным дополнением будет, если местные советы тайным голосованием смогут утверждать ту или иную кандидатуру. Открыто они, конечно же, побоятся выступить против. И в то же время местные кенеши также должны иметь право выдвигать своих кандидатов и делать свои предложения. Особенно в тех случаях, когда кандидатура, предложенная сверху, вызывает у них явное неприятие, и это может подтвердиться результатами тайного голосования.
 
…Должность премьер-министра является ключевой фигурой в обеспечении баланса между парламентом и президентской администрацией. Премьер должен быть в значительной степени самостоятельным, равно подотчетным как парламенту, так и президенту. То есть избираемым и переизбираемым этими двумя ветвями власти в равной степени. Что касается должности президента страны, то его полномочия должны оставаться очень высокими, поскольку он единственное лицо, выбираемое всенародным голосованием. Не надо забывать о том, что парламент только в совокупности всех своих народных депутатов должен быть равен ему. И премьер–министру в этом равновесии отведена решающая роль.
 
…Я думаю, прежде всего, надо усилить парламент. Именно независимый и сильный парламент вместе с президентской администрацией породят независимую и сильную судебную систему. Но все это должно проходить, я повторюсь, при наличии сильной и независимой прессы, активности неправительственного сектора. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто человеческий фактор. То есть человек, который окажется у руля государства, все–таки должен быть честным и принципиальным, с высокоразвитым чувством исторической ответственности за все происходящее в стране. И, конечно же, он должен быть в достаточной степени жестким по отношению к своему личному окружению, активно противодействовать его разлагающему влиянию. Так как просто невозможно в законодательном порядке предусмотреть все нюансы в этой сфере, подстраховать первое лицо от всевозможных ошибок и просчетов. Ведь, скажем, к примеру, принять специальный закон, ограничивающий влияние родственников или близких на президента не только очень трудное дело, но и в случае реализации его сочтут ущемлением гражданских прав определенной части кыргызстанцев…
 
«Моя столица», 1 ноября 2002