[06.08.2ОО3] Пенсия из копилки

image_pdfimage_print
Фонды разные нужны, фонды разные важны — иначе бы их просто не создавали. Это, конечно, в большей степени касается фондов государственных и в меньшей — негосударственных, потому как среди них — печально, но факт — встречаются и так называемые «липы». У «главного» – государственного, Социального, — фонда Кыргызстана «под началом» три подразделения (во многих крупных странах они выступают как самостоятельные структуры): фонды содействия занятости, обязательного медицинского страхования и пенсионный. Все они требуют исправного снабжения, то бишь отчислений в свой бюджет. А для этого необходима не менее «исправная» совесть налогоплательщиков, от честности которых во многом зависит нормальная работа системы соцстрахования и своевременное получение заветной денежки нынешними пенсионерами…
 
С последним, слава Богу, уже разобрались. Пенсии выдаются в установленный срок. Остались, правда, задолженности прошлых лет, но в Соцфонде уверенно говорят об их постепенном возмещении. Добились здесь и ликвидации такого «неофициального» вида пенсий, как «натуроплата», хотя до сих пор нередко вынуждены принимать страховые взносы от сельских производителей именно в «натуральной» форме — продукцией. При этом фонд берет на себя обязательства по ее размещению, хранению и реализации, дабы выплачивать пенсионерам только «живые» деньги.
 
Проблем, влияющих на бюджет Соцфонда по-прежнему немало. Уровень заработной платы в республике прискорбно низок, а удельный вес численности пенсионеров в общей и занятой численности населения наоборот, значителен. Сократилось количество плательщиков страховых взносов на одного пенсионера, есть среди них и вовсе неплатежеспособные. Количество же людей, занятых в частном секторе, растет — значит, из облагаемого фонда оплаты труда выводятся доходы. Не решена и проблема пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей.
 
Страховую базу фонду все еще необходимо расширять. Невыплата страховых взносов либо их перечисление в неполном объеме (сокрытие части доходов) продолжают оставаться «обычным делом» для немалого числа работодателей и индивидуальных предпринимателей. Благодаря законодательному «вмешательству» в проблему, удалось снизить ее остроту: ответственность налогоплательщиков за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов была усилена как административными, так и уголовными мерами. (Эх, вот тут-то не помешала бы и нам частичка «западного» менталитета, для которого долг налогоплательщика — священен, нарушение его — преступно едва л не по первым статьям конституций, а наказание грозно, как за убийство…)
 
В 1996 г. в КР был проведен первый этап пенсионной реформы — введена система персонифицированного учета страховых взносов. Среди бывших советских республик Кыргызстан стал в этом деле первым — благодаря специальному гранту Всемирного банка реконструкции и развития. С тех пор по всему работающему контингенту республики были присвоены индивидуальные страховые номера, база данных Соцфонда охватила более 2 млн. человек (около 60% населения). В отделе персонифицированного учета можно проследить места работы, суммы заработной платы и накопления каждого человека, имеющего в своем распоряжении карточку соцзащиты. Недавно здесь ввели практику рассылки людям информации о состоянии их лицевых счетов — так фонд усиливает «прозрачность» своей работы.
 
Сегодня в Кыргызстане работает трехуровневая пенсионная система: первая часть — базовая пенсия, для расчета второй учитываются стаж и заработок, а третья начисляется по данным лицевого счета относительно уплаты страховых взносов. Надо заметить, что так называемый «человеческий фактор» в начислении пенсий давно отсутствует. Его заменили компьютерные программы, «выводящие» сумму каждой пенсии на основе полного пакета необходимых документов.
 
С 2000 г. пенсионная реформа шагнула на «вторую ступень» — началось введение обязательной накопительной системы. С ее реализацией немного запоздали: достаточные финансовые средства для формирования страхового запаса нашлись не сразу, но в Соцфонде надеются, что их удастся собрать до конца этого года. На пути новшеств Кыргызстан следует российской модели реформирования — она, как и многое другое, оказалась наиболее подходящей для нашей республики. Вводимая система дает людям право накапливания реальных денег, которые при этом будут не просто «тихо лежать», а работать на экономику страны. Они должны направляться на инвестирование, инвестиционный доход будет возвращаться в виде повышенного размера пенсии. Эта сумма будет гарантирована государством, равно как и возможность востребовать ее по достижении пенсионного возраста самому либо передать ее по наследству. В связи с повышенной ответственностью государства за чужие «кровные», оно обязано минимизировать риск «сгорания» этих денег (иначе кто ж ему доверится после поучительных ошибок прошлого?), поэтому первоначально деньги будут вкладываться в государственные ценные бумаги.
 
Параллельно планируется развивать систему негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К слову, в России и Казахстане процентов десять работающего населения — уже клиенты именно таких учреждений. Но чтобы «заманить» к себе потенциального пенсионера НПФ должны обещать ему процентную ставку выше тех, что сулит фонд государственный — соответственно, риск возможен немалый. Для его ликвидации необходимо развивать вторичный рынок ценных бумаг, гарантирующий вкладчикам НПФ сохранность их финансов. Пока в Кыргызстане имеется только один НПФ, работающий, по сути как сбербанк. Вкладчиков у него немного.
 
Накопительная пенсионная система не затрагивает лиц, которым до выхода на пенсию осталось не менее 10 лет, ибо они попросту не в состоянии сформировать достаточно накоплений. Таковых лиц ожидают пенсии по солидарной системе. Тариф отчислений для других лиц будет дифференцирован в зависимости от возраста.
 
…Понятно, что на бумаге все выглядит гладко и даже привлекательно; другое дело — отладить новый механизм до максимальной безупречности. Для этого, первым делом, на до разработать еще немало «бумаг» — документов, регулирующих все базовые вопросы работы, а после еще и проследить за правильным исполнением каждого из них. Чтобы «крутился» механизм без осечек.
 
«Кыргызстан в «МК», 6 августа 2003