[06.09.2OO2] Время называть вещи своими именами. Ж.Сааданбеков

image_pdfimage_print
Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в Казахстане Ж.Сааданбеков:
 
…Исторически сложилось так, что традиционные области (ранее — кантоны) Кыргызстана, особенно его юг и север, составляют географически изолированную высокими горами мозаику в едином политическом образовании. И каждой области характерна своя родоплеменная обособленность. Таким образом, у нас население областей хотя и живет в едином государстве, но социально удалено друг от друга, слабо соединено между собой. Население каждого сегмента привержено своей субкультуре, родоплеменным ценностям, образу жизни.
 
Итак, если определить сегменты в Кыргызстане с географической точки зрения, то их получается 8, то есть 7 областей, плюс город Бишкек. Но реальная линия водораздела, которая сегодня во многом определяет внешнюю и внутреннюю политику государства, проходит между двумя сегментами — югом и севером республики, где соответственно находятся и две крупные диаспоры — узбекская и русско-славянская. И когда говорят, что нет никакой проблемы «юг-север», то это — форменное лицемерие Противоречия между югом и севером у республики в какой-то мере вписываются в классическую концепцию современной политологии «центр-периферия». Согласно ей, центром называется та часть общества, в руках которой сосредоточена власть, а периферией — «глубинка», над которой эта власть осуществляется.
 
Выглядит это несколько схематично, но, по существу, верно. Исторически сложилось так, что в советскую эпоху роль центра выпала на долю севера. Во многом благодаря этому северные области получили более быстрое социально-экономическое и культурное развитие. Национальная политическая элита, научная и творческая интеллигенция в основном сформировались из состава северян.
 
С другой стороны, в южных областях проживает значительное большинство кыргызского населения плюс полумиллионная узбекская диаспора. Низкий уровень социально-экономического развития здесь накладывается на нехватку земли и воды, проблемы транзита и торговли с соседними странами. Добавьте сюда массовую бедность, безработицу, рост преступности и т.д.
 
В то же время политические свободы и переход к рыночной экономике воистину всколыхнули население южных областей. Произошел взрыв регионального самосознания. Важно при этом иметь в виду, что в отличие от северян южанам характерна высокая сплоченность, опирающаяся на устойчивые племенные традиции и иерархии. Не случайно северяне говорят про них: «хан коргон эл», т.е. «народ, переживший ханскую власть». Это значит, что общинно-иерархическое отношение «господство-подчинение» имеет реальную силу как механизм взаимоотношений южан.
 
Отношения региональной принадлежности постепенно приобретали характер политических, что оказывает сильное влияние на формирование экономической и политической элиты, на поведение широких масс. Усиливаются требования перенести столицу из Бишкека в Ош, и даже раздаются голоса об отделении юга от Кыргызстана. В последние годы центральное правительство не жалело усилий, чтобы максимально удовлетворить эти требования. На юге открыты десятки университетов и научно-исследовательских институтов, южный филиал Академии наук, г. Ош провозглашен второй столицей и т.д.
 
Однако, несмотря на все это, напряженность в обществе все возрастает. Борьба за власть все больше приобретает межрегиональную окраску. В конечном счете, именно там и заложены глубинные причины аксыйской трагедии. Словом, проблема «юг-север» стала клином, вбитым в тело нации, рассекающим его надвое. И наш народ никогда не сможет динамично развиваться и высвободить нужную ему энергию, пока этот клин не будет исторгнут.
 
Для выхода из создавшегося положения предлагаю следующие шаги.
 
Первое. Открывшееся Конституционное совещание надо превратить в большую общенациональную коалицию ведущих лидеров политической элиты и старейшин страны. Это должно стать своеобразным кыргызским «пактом Монклоа» (имеется в виду программа демократических реформ в Испании, достигнутая путем соглашения политической элиты). А мы давайте назовем наш пакт «Кыргыз ынтымагы», где будет достигнуто предварительное согласие по фундаментальным проблемам будущего государственного устройства.
 
Надо сказать прямо, яблоком раздора между югом и севером сегодня является первая роль в государстве, а именно пост президента. Будет правильно, если отныне, и, по крайней мере, на предстоящий переходный период (30-40 лет), избирать президентом республики представителей юга и севера попеременно на десятилетний период, на 2 конституционных срока через прямые всенародные выборы. На президентских выборах 2005 года мы должны избрать главой государства представителя юга.
 
Как практически реализовать такой проект — это второй вопрос, дело техники. И это следует закрепить конституционно. Юг республики располагает целым рядом опытных, известных всей стране лидеров, и, безусловно, народ изберет из них самого достойного. В конце концов, есть ценность несравнимо важнее, чем пост президента. Это — наше независимое государство. Наш священный долг — беречь его как зеницу ока.
 
Второе. Парламентская республика, как известно, это такая форма реализации государственной власти, когда главная роль принадлежит политическим партиям, каждая из которых при этом преследует свои цели. В условиях отсутствия крупных политических объединений, имеющих свою социальную базу, о сугубо парламентской республике не может быть и речи. Ведь мы же частично побывали в таком режиме в начале 90-х годов, во времена так называемого легендарного парламента. Вспомните, бесконечные словопрения и политические разборки сотрясали всю страну. Царили тотальная безответственность и разгильдяйство правящей бюрократии.
 
В результате государство было вынуждено усиливать исполнительную вертикаль власти через всенародные референдумы. Была создана президентско-парламентская республика, исторические заслуги которой трудно переоценить. За прошедшие неслыханно тяжелые 11 лет построено независимое государство, признанное и уважаемое всем мировым сообществом; создана либеральная рыночная экономика, увенчанная членством в ВТО, снятием поправки Джексона-Вэника в отношении нас, экономика с частной собственностью на землю и имеющая самый низкий уровень инфляции и самые низкие цены на товары среди стран СНГ; созданы полнокровные демократические институты; обществом обретена бесценная демократическая политическая культура.
 
…Раз страна требует, и общество созрело для более глубокой демократизации, то мы считаем, что в условиях Кыргызстана необходима не парламентская, а парламентско-президентская республика. Это значит, что сохраняется сильная президентская власть, но она существенно ограничивается. Президент, как верховный арбитр и гарант Конституции, отвечает за внешнюю политику и оборону, а также за территориальную целостность, национальную безопасность страны, соблюдение правопорядка и законности. Следовательно, руководство всеми силовыми структурами, губернаторами областей является сугубо компетенцией президента.
 
Премьер-министр владеет всей полнотой власти над экономическим и социальным блоком. Он и его команда будет формироваться парламентским большинством и вместе с ним отвечать за свою политику перед народом.
 
Что касается взаимоотношений между президентом, правительством и парламентом, то ныне во всем мире очень удачным считается польская модель парламентско-президентской республики. Поляки заблаговременно обеспокоились тем, что при сегментарности политических сил парламент не сможет сформировать коалицию большинства, и решили подстраховаться. По польской Конституции кандидатуру премьера предлагает президент. Подобранный этим кандидатом и одобренный президентом состав правительства вносится в парламент, который, однако, вправе предложение отвергнуть и сформировать коалиционное правительство по собственному усмотрению (в том и другом случае парламентское большинство должно быть квалифицированным)…
 
Третье. Альфа и омега консоциативной (согласительной) демократии — система пропорционального представительства. Это значит, что каждый сегмент многосоставного общества должен быть адекватно представлен в политической жизни, выставлять собственную партию. Исходя из этого, предлагается создать однопалатный парламент, который избирается через смешанную пропорционально-мажоритарную систему, где 50% депутатов проходят по партийным спискам. Могут возразить: партии у нас карликовые, верхушечные и не обеспечивают вертикальную интеграцию общества…
 
Предлагаемая система стимулирует партийное строительство, способствует слиянию и укрупнению партий до общенациональных масштабов. Не стоит удивляться, если в будущем появятся две крупные региональные северные и южные партии, интегрирующие и отстаивающие интересы соответствующих областей. Если им дороги и необходимы единая нация, единое сильное государство, его безопасность и стабильность в окружении весьма непростых соседей, то они осознанно создадут неразрывные узы, овладеют наукой и искусством компромиссов и широкого консенсуса. И надо полагать, что в будущем партийные списки будут составлены так, чтобы они отражали не местечковые лица, а лицо нашего общего дома — всего Кыргызстана.
 
Четвертое. Поскольку второй палаты парламента в будущем не станет, то необходимо учредить новый конституционный орган наподобие бундесрата Германии, который является представительством земель. Применительно к нашей практике это звучит как представительство регионов или как собрание местных представителей…
 
…У нас же центр и провинции сильно оторваны друг от друга, что подтверждено, кстати, теми же аксыйскими событиями. Не срабатывает «вертикальное кровообращение» кадров. В то же время многие местные кадры увядают, варясь в собственном соку. А в Бишкеке постоянно вращается узкая кучка известных и неизвестных функционеров, кочуя из одной канцелярии в другую. Надо передать как можно больше прав и полномочий местным органам. И самое главное, принцип пропорциональности должен касаться не только представительства в высших законодательных и исполнительных органах власти, но и назначения на административные посты всех уровней.
 
На всех лестницах власти необходимо достичь ротационной коалиции, ротационной справедливости…
 
Пятое. Было бы поспешным, непродуманным пойти на немедленные перевыборы парламента и смену правительства. Все они, как и действующий Президент, обязаны работать до конца своих сроков, довести начатые программы до конца, руководить не только страной, но и всей работой по конституционному реформированию государственного устройства. Тем временем следует основательно разработать конституционные документы и другие законодательные акты и, самое главное, провести широкое их изучение и обсуждение обществом, народом Кыргызстана…
 
«Слово Кыргызстана», 6 сентября 2002