[07.02.2OO2] Из статьи Э. Сатыбекова «Слуги смерти YI»
… «Хизб ут-Тахрир аль – Ислами» (ХТИ), «Партия освобождения Ислама», родившаяся в 1953 г. в Палестине, ныне запрещена во всех мусульманских государствах.
…В начале 90-х гг. активисты ХТИ проникли и в Кыргызстан. С 1997 г. они стали мелькать в криминальной хронике. Основная паства базируется в нашей республике на юге. Костяк – безработные, мелкие лавочники, ремесленники, неквалифицированная рабочая сила, социально обездоленные. Согласно уставу ХТИ, в их партию принимаются кандидаты от 18 до 30 лет.
Идеологи ХТИ путем тиражирования экстремистской литературы, ведения агитационно-пропагандистской деятельности и спекуляции на социально-экономических трудностях в обществе сумели привлечь на свою сторону огромную массу верующих. Соблюдая строгие правила конспирации, вербовки и психологической обработки, они за несколько лет создали уже целую сеть тахрировских звеньев. Сегодня численность сторонников ХТИ в Кыргызстане, по оперативным данным, составляет не менее 4-5 тыс. Только лишь в мечети Тер-Кече Кара-Сууйского района Ошской области на еженедельные пятничные молитвы – жума-намаз – собираются до 3 тыс. верующих, среди которых очень много хизбутовцев. А в Джалал-Абадской области, в частности, в селах Кумуш-Азиз, Яр-Кишлак, Бегабат и др., идеями ХТИ заражено до 10% населения…
…Аналитики считают, что критическая масса, при которой наше общество может взорваться, — это 50-60 тысяч хизбуттахрировцев. Если они достигнут ее, то начнется заключительный этап в официальной программе ХТИ по построению теократического халифата в Ферганской долине. Всего таких этапов 4. Первый — религиозная пропаганда в среде потенциальных партийцев и набор добровольцев. Второй – внедрение своих людей в органы власти, а также распространение (помимо конфессионального) политического мировоззрения с тем, чтобы расшатать устои государства и светских институтов. Третий – организация митингов, локаутов и массовых беспорядков с целью добиться отставки правительства и передачи всей полноты власти в руки ставленников ХТИ. И, наконец, если руководство Кыргызстана не примет ультиматум, то начинается самый опасный, последний, четвертый этап.
Сейчас как раз идет второй этап, но уже проявляются элементы третьего.
…В Кыргызстане существуют 2 полярных мнения. Одни предлагают ужесточить карательные меры в отношении хизбутовцев и последовать примеру Ислама Каримова, который именно для такой публики построил спецзону в каракалпакских песках. В Узбекистане лишь за хранение экстремистской литературы дают до 5 лет, а за ее распространение можно вообще схлопотать все 15. Сторонники жестких методов предлагают ужесточить статью 299 УК Кыргызской Республики «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Сейчас члены ХТИ, осужденные по 299-ой статье, большей частью отделываются штрафами, то и дело под амнистию подпадают, на условно-досрочное освобождение. Короче, уходят от настоящей ответственности.
Оппоненты же считают такой путь ошибочным. Мол, давить хизбутовцев – лишь плодить число их единомышленников и сочувствующих. У нас ведь любят гонимых… Поэтому предлагается комплекс превентивных мер, включающий в себя активизацию разъяснительной работы со стороны Госкомиссии по делам религий и Духовного управления мусульман Кыргызстана — вплоть до издания ими специальной февтвы (решения) для верующих об опасности ХТИ. Также необходима особая государственная программа по идеологическому, нравственному, культурному, философскому и правовому противодействию религиозному мракобесию. Кардинальное же решение проблемы, безусловно, — лишь преодоление бедности, особенно на п5риферии, откуда и черпают новобранцев вожаки ХТИ…
…Меняется общая идеологическая стратегия ХТИ. Если раньше, к примеру, их прокламации печатались преимущественно на узбекском языке и были ориентированы в основном на этносы юга Кыргызстана, то теперь и на кыргызском стали штамповать да ксерить, и на русском. Так они расширяют охват населения на севере республики.
Видоизменилось и содержание лозунгов. До этого они обычно носили характер антикаримовских, антиславянских, антисемитских призывов. Теперь стали чаще поноситься европейские, американские и просто международные институты типа ООН, ОБСЕ, МВФ и другие структуры, «поработившие поборников ислама».
…Усилились и нападки на руководство Кыргызстана. В частности, в ночь на 31 августа 2001 г., в канун 10-летнего юбилея независимости, в Джалал-Абаде была пресечена попытка единовременного расклеивания сотен клеветнических воззваний на госязыке, озаглавленных «Действительно ли Кыргызстан независим?»
…Между тем, пока никто из официально признанного мусульманского духовенства не решился выйти с ними на открытый диспут по вопросам веры. Хотя члены ХТИ открыто приглашали их к теологическим дискуссиям, причем неоднократно.
Особую обеспокоенность вызывает то, что лидеры ХТИ, по некоторым сведениям, всеми силами пытаются заручиться поддержкой влиятельных персон. Причем как внутри Кыргызстана, так и за его пределами. Например, члены пакистанских общин «Таблик» и «Джамаат-е-Ислами» помогали им не только возводить новые мечети, но и насаждать здесь зерна «воинствующего ислама»…Один из имамов Сузакского района получал щедрую помощь из рук…американских друзей-покровителей.
…По слухам, членам ХТИ и им подобным потворствует несколько депутатов Жогорку Кенеша, а также ряд госчиновников.
Кстати, насчет вышеупомянутых мечетей. В Кыргызстане насчитывается 1295 мечетей и медресе. Но ведь есть и незарегистрированные молитвенные дома и так называемые худжры (обучение на дому). Вместе это около 2000 на менее чем 5-миллионное население нашей республики. А в соседнем Узбекистане всего 1700 подобных культовых учреждений. На 25-миллионный народ! Причем, в отличие от Узбекистана, у нас эти расплодившиеся мечети, особенно в глубинке, фактически бесконтрольны.
«Вечерний Бишкек», 7 февраля 2002 г.