[07.02.2ОО3] Великолепное лобби. О. Семеняк

Все началось с рассмотрения законопроекта со сложным названием — “О реструктуризации задолженности по начисленным налогам, процентам, финансовым и штрафным санкциям”. Документом предполагалось списание “хвостов” за невыплаченные своевременно налоги тем предприятиям, которые внесли основную сумму долга. Председатель комитета ЗС по налоговым, таможенным и другим сборам Акылбек Жапаров считает: проект закона дает нашим хозяйствующим субъектам “шанс очиститься”. Причем все производственники восприняли эту идею на ура, чего не скажешь о парламентариях.
 
Планировалось, что под реструктуризацию подпадут около пяти тысяч предприятий. Общая сумма их задолженности по основным платежам еще на 1 января 2002 года составляла около 700 миллионов сомов. Приплюсуйте к ней набежавшие 1,5 миллиарда (!) сомов процентов, штрафов и пеней. Интересно, что в списке освобождаемых от налогового бремени значились не только государственные хозяйствующие субъекты, но и частные. Но более всего нардепов озаботил такой факт: в служебном реестре Министерства финансов, который, кстати, долгое время скрывали от депутатов, значились и физические лица. Долги последних составляли 12 миллионов сомов.
 
В ЗС заподозрили, что проект закона лоббирует интересы отдельных коллег. Иные предположили: принятие документа послужит еще большему расцвету коррупции. Другие уверяли: многочисленные экономические амнистии не лучшим образом сказываются на дисциплине налогоплательщиков, ведь подобные реструктуризации в 1995 и 1997 годах уже проходили через парламент. Тогда было списано в общей сложности почти два миллиарда сомов, но к заветному оздоровлению экономики эти меры так и не привели.
 
В конце концов, пройдя по пути взаимных обвинений и претензий, депутаты в декабре прошлого года все же приняли закон в первом чтении. Тогда же решили образовать депутатскую комиссию, которая должна была пристально изучить список предлагаемых к реструктуризации предприятий. Сказано — сделано! И обновленный законопроект поступил вчера на рассмотрение палаты.
 
Правда, представленный вариант исключает возможность применения каких–либо льгот для субъектов, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, а также таких, основным видом деятельности которых является торговля. Из списка исчезли и свободные экономические зоны, предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе международных договоров. Таким образом, реестр счастливчиков поредел на 1256 хозяйствующих субъектов.
 
Выступивший с этой информацией депутат Акылбек Жапаров в ответ на упреки коллег заявил, что лично у него нет никакой материальной заинтересованности в лоббировании этого закона. Парламентарий также напомнил присутствующим: инициатором документа выступил не он сам, а правительство. Хлопочет же депутат за судьбу закона лишь из–за большой озабоченности будущим отечественной экономики.
 
Однако Акылбеку Усенбековичу поверили лишь те, кто хотел поверить. Остальные продолжали задавать каверзные вопросы, пытаясь уличить товарища в том, что одним “спасибо” руководители предприятий в случае успеха не отделаются.
 
Раскол в палате был очевидным. Однако представители ни того, ни другого лагеря никак не ожидали заявления депутата Алишера Сабирова. Склонный к широким жестам, он предложил освободить от долгового бремени не только ряд предприятий, но и простых кыргызстанцев, которые задолжали государству за коммунальные услуги. И депутаты — о чудо! — его поддержали! Ведь представился хороший способ набрать очки у своих избирателей.
 
 — Считаю принятое решение о списывании долгов за коммунальные услуги чисто популистским, — сообщил журналистам после окончания заседания Акылбек Жапаров. — Одна эта поправка уничтожает весь закон, все то, над чем мы работали целый год. Или уже готовимся к следующим выборам? Если закон в таком виде поступит Президенту, глава государства, скорее всего, наложит на него вето.
 
Так что продолжение следует…
 
Оксана Семеняк, «Вечерний Бишкек», 7 февраля 2003