[07.05.2OO2] Из интервью спецпредставителя Президента по привлечению прямых инвестиций Дж.Оторбаева

image_pdfimage_print
    EurasiaNet: За последний год, по различным оценкам, иностранные инвестиции в Кыргызстан уменьшились на 30%. Это произошло еще до терактов в США. Улучшилась ли с тех пор ситуация с привлечением инвестиций?
 
    Оторбаев: Приведенные вами данные носят предварительный характер. Однако одной из причин ухода инвесторов из Кыргызстана является то, что наши соседи, особенно Казахстан и Узбекистан, не желают открывать рынков для нашей продукции. Кыргызстан нуждается в экспорте: внутренний рынок страны слишком узок, покупательная способность находится на низком уровне, и это не может привлечь в страну потенциальных иностранных инвесторов. Протекционистская политика соседних стран еще более уменьшает привлекательность Кыргызстана для иностранных компаний.
 
    Тем не менее, определенные возможности все же имеются. Они связаны с Китаем, ставшим в декабре 2001 года членом Всемирной торговой организации. Кыргызстан – единственный член ВТО на северных границах Китая. И поскольку членам ВТО не разрешается устанавливать таможенные барьеры в торговле с другими входящими в организацию странами, это открывает перед нами благоприятные экономические возможности. Кыргызстан может стать для Китая ключом ко всему центральноазиатскому региону.
 
    Вторая возможность связана с развитием событий вокруг Афганистана. В этом отношении присутствие более трех тысяч солдат из 12 – а в дальнейшем, вероятно, их число дойдет до 16 – стран в аэропорте «Манас» близ Бишкека создает рынок для наших товаров и услуг. Мы говорим также странам-донорам и международным финансовым организациям, что наша страна заинтересована в выполнении посреднических функций по доставке гуманитарной помощи в Афганистан. Мы можем доставлять грузы дешевле, чем западные страны. И это, конечно, также поможет киргизской экономике.
 
    EurasiaNet: Не думаете ли вы, что ситуация в Афганистане в целом может представлять не только благоприятные возможности для Кыргызстана, но и угрозу ее безопасности, если учесть, что война все еще продолжается?
 
    Оторбаев: Ситуация с Афганистаном не может быть хуже, чем она была раньше, когда финансировавшееся «Талибаном» Исламское движение Узбекистана бесчинствовало в нашей стране. В настоящее время война идет главным образом на юге Афганистана. Север относительно стабилен. Поэтому для Кыргызстана проблемы, связанные с Афганистаном, стоят не так остро, как раньше.
 
    EurasiaNet: Вы сопровождали президента А.Акаева на недавнем саммите Евразийского экономического сообщества в Алматы. Принес ли этот саммит какие-либо позитивные результаты для Кыргызстана?
 
    Оторбаев: Да, эта встреча оказалась весьма продуктивной для Кыргызстана. Международное сообщество и финансовые организации-доноры вынуждают страны Центральной Азии к тому, чтобы создать реальный общий рынок. А это может произойти, только если страны региона откроют свои границы. Центральная Азия может стать привлекательным регионом для инвесторов, если будет выступать как единый рынок. Кыргызстан давным-давно говорил, что выступает за снятие торговых ограничений, в том числе множества тарифов.
 
    EurasiaNet: И все же после терактов в США ситуация стала хуже, Узбекистан закрыл границу с Кыргызстаном в Ферганской долине. Изменилось ли что-нибудь в последнее время?
 
    Оторбаев: К сожалению, граница в Ферганской долине до сих пор не открыта. Узбекистан считает реальной угрозу вторжения исламских экстремистов – некоторые исламисты вернулись в Таджикистан – и не желает вновь открыть границу.
 
    EurasiaNet: Будет ли способствовать экономическому развитию Кыргызстана решение Парижского клуба от 11 марта о реструктуризации киргизских долгов, согласно которому страна должна будет выплатить к 2004 году вместо $101 млн. – всего $5.6 млн.?
 
    Оторбаев: Разумеется, это поможет нашей стране. Благодаря прежде всего рекомендациям МВФ Кыргызстан оказался способен реструктуризировать свои долги. Темпы инфляции находятся под контролем, объем экспорта превышает импорт, и Кыргызстан проводит достаточно жесткую налоговую политику. В целом мы выполняем требования МВФ и следуем его рекомендациям. Я бы сказал, что в то время как внутри страны дела идут хорошо, ее внешнеэкономическая деятельность оставляет желать лучшего.
EurasiaNet: Касаясь вопроса о мартовских беспорядках на юге страны, заметили ли вы какое-либо негативное воздействие этих событий на инвестиционный климат страны?
 
    Оторбаев: Эти события серьезно ухудшили инвестиционный климат. Однако еще более негативное влияние эти события оказали на киргизское общество. В стране произошел раскол, и ситуация дестабилизировалась. Причиной волнений стало отсутствие занятости и нищета на юге. Нищета порождает недовольство. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо обеспечить занятость, а чтобы обеспечить занятость, необходимы инвестиции. А чтобы привлечь инвестиции, Кыргызстан должен продемонстрировать, что является перспективным направлением для вложения денег. Однако в отсутствие развитого рынка это будет очень трудно сделать. Все упирается в одну и ту же проблему – создание общего рынка среднеазиатского региона.
 
EurasiaNet, 7 мая 2002 г.