[07.06.2ОО3] «Нам никак нельзя без доноров». Б.Абилдаев

Из интервью министра финансов КР Болота Абилдаева:
 

Корр. — Начнем с истории, ведь жизнь вашего ведомства неразрывно связана с важнейшими этапами становления и развития Кыргызстана.
 

Б.А. — Да, это так. В октябре 1924 года постановлением Ревкома был создан первый областной финансовый отдел Киргизской Автономной области. Затем в составе СССР родились Госплан и Минфин с подведомственными подразделениями в городах и районах. Позднее в систему Госплана вошли Институт экономико-математических исследований, Вычислительный центр, Институт научно-технической информации, другие организации.
 
С обретением государственной независимости структура Министерства финансов также неоднократно менялась; в его состав вошли налоговые, таможенные и контрольно-ревизионные органы; на сегодняшний день наше «хозяйство» довольно большое: Центральное казначейство и его региональные отделения, финансовая полиция, Государственный фонд развития экономики, Управление драгоценных металлов, Центр социально-экономических реформ, подведомственные областные, городские и районные финуправления и отделы.
 

Корр. — Ваше министерство, одно из самых крупных в стране, первым пересмотрело свои ряды: отвечают ли они требованиям рынка?
 

Б.А. — Мы выступили в качестве пилотного проекта в реформировании органов государственной власти. Убрали дублирующие функции с отраслевыми министерствами в соответствии с концепцией, утвержденной Указом Президента, реорганизовали центральный аппарат, сократив его на 10%.
 
Для повышения налоговых и таможенных поступлений в бюджет при Минфине создан Комитет по доходам на базе Государственной налоговой инспекции и таможни. До конца 2005 года к Комитету по доходам перейдут функции по сбору страховых взносов от Социального фонда. Я убежден, что принцип единого окна администрирования налогов, таможенных платежей и страховых взносов значительно увеличит собираемость денежных средств, сократит персонал.
 

Корр. — А что стало с Центральным казначейством?
 

Б.А. — Ему даны более широкие полномочия по прогнозированию денежной наличности, исполнению расходной части бюджета, по контролю и упорядочению финансовых счетов госучреждений. Центральное казначейство решает главную проблему: уйти от появления или воспроизводства кредиторской задолженности в бюджетной сфере, создать условия для мониторинга государственных расходов.
 

Корр. — Минфин формирует главный документ страны — государственный бюджет…
 

Б.А. — И здесь у нас новшества. С прошлого года мы готовим главный финансовый документ страны на условиях среднесрочного прогноза, на программной основе. Это позволяет выбрать приоритеты развития, увидеть макроэкономические перспективы, то, как они будут действовать на бюджетные ресурсы, а также заранее определить границы внешнего финансирования, программу госинвестиций.
 
Предстоит провести комплексный анализ государственных расходов, улучшить контроль за ними. Министерства и органы местного самоуправления должны готовить свои бюджеты на программной основе. При этом в среднесрочный период необходимо вносить расчеты минимальной бюджетной обеспеченности, увязанной с предоставлением услуг и содержанием инфраструктуры.
 
Впервые в среднесрочном прогнозе для полного анализа государственных расходов рассматривается квази-фискальный дефицит в энергетике и бюджет Социального фонда. Ресурсы делятся на инвестиционные и текущие — в каждом секторе экономики. Министерства,работая над своими бюджетами, в качестве аргументов будут не только приводить контрольные цифры на предстоящий год, но также приоритеты и стоимость проводимых реформ.
 
В республиканский бюджет на 2003 год включены стимулирующие (долевые) гранты. Раньше такого не было.
 
Гранты пойдут на восстановление конкретных объектов: водопроводной сети, школ, больниц, строительство мостов и дорог. В отличие от выравнивающих грантов, стимулирующее финансирование учитывает мобилизацию ресурсов на местах. Гранты будут предоставляться, если есть результат: бедность пошла на убыль.
 
Среднесрочный прогноз бюджета на 2004-2006 гг., разработанный Министерством финансов и одобренный Советом по экономической политике, по сути является финансовой основой для успешного выполнения Национальной стратегии сокращения бедности. Соотношение расходов внутри и между секторами основано на приоритетах, которые определили отраслевые министерства и местные власти.
 
Этот документ мы никогда раньше не представляли международным финансовым организациям для планирования внешней помощи. Теперь мы это делаем.
 

Корр. — Занимаем, занимаем, а как будем рассчитываться?
 

Б.А. — Мы добились значительных успехов в реструктуризации задолженности республики перед международными и двусторонними кредиторами. Если они, включая не членов Парижского клуба, согласятся предоставить нам такие же условия, как Парижский клуб, то общее обслуживание внешнего долга снизится и составит за 2002-2004 гг. $123 млн. В настоящее время переговоры идут.
 
В текущем году принят Закон «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики», разработана стратегия его сокращения и управления.
 

Корр. — А внутренние займы?
 

Б.А. — В основном — 70% — это задолженность правительства перед Национальным банком. В соответствии с подписанным соглашением будем гасить ее планомерно, не увеличивая расходную часть, без пиковых нагрузок на бюджет.
 

Корр. — Нет огромной советской державы, приходится надеяться на собственные силы…
 

Б.А. — В условиях глобализации мировых финансов нельзя без доноров. Мы постоянно работаем с МВФ, АБР, ВБ, ЕБРР, Германией, Данией, Европейским союзом, Исламским банком развития, Россией, Индией, Китаем, Нидерландами, Пакистаном, Турцией, Францией, Швейцарией, Японией, Кореей, Австрией, другими странами.
 
Почти со всем светом. Но давайте вернемся к самой больной теме — налогам. По результатам социологических исследований, 85-89% опрошенных считают сферами, удобными для уклонения от налогов, рестораны, гостиничный и игорный бизнес, индустрию отдыха и туризма, а также оптовую и розничную торговлю. Так думают государственные чиновники и бизнесмены. Предприниматели считают налоги слишком высокими (78%), а большинство деловых людей (свыше 52%) даже не знакомы со стратегией фискальной реформы.
 
Мы подготовили законопроекты по выдаче лицензий на содержание игорных заведений, казино, организацию азартных игр. А принятый Закон «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства» создает благоприятные условия для деятельности частных предприятий, фирм и компаний. Изменения внесены в Налоговый кодекс. Наши сотрудники сделают все возможное, чтобы обеспечить уровень налоговых поступлений в текущем году не менее 14,8% к ВВП относительно 13,9% к ВВП в 2002 году.
 
На наше министерство возложена ответственность за работу реального сектора экономики, реформирование энергетики. Я считаю, что здесь основными стимулами и регуляторами должны стать экономические и финансовые методы, эффективная тарифная политика предприятий-монополистов.
 
Что касается неосведомленности населения, то Минфин старается работать открыто. В канун нашего профессионального праздника мы объявили об изменении своей информационной политики. Ее суть — в достижении прозрачности за счет использования новейших коммуникационных технологий и собственного печатного органа. Учли опыт Финляндии, России, Казахстана, Украины. Новый интернет-сайт Минфина представлен на кыргызском, русском и английском языках. Здесь разнообразные сведения, вплоть до телефонов и электронной почты сотрудников, объявления о вакансиях.
 
По расчетам наших экспертов, использование сети Интернет в ближайшие пару лет увеличит число потребителей официальной финансово-экономической информации на 170%. Предполагается, что аудитория до 30% www.minfin.кg будет иностранной. С заинтересованными лицами будем вести диалог, обсуждать проблемы и реальные достижения, которые в электронной почте представлены четко и ясно.
 
Продолжим издание спецвыпусков «Годовое обозрение» — аналитический обзор развития экономики и финансового сектора Кыргызстана в 2002 году. Он основан на четырех квартальных выпусках бюллетеней, выходивших в течение года.
 
Электронные версии печатных материалов гармонично интегрированы в новый сайт министерства в разделе «Публикации».
 
Новинкой станет организация «горячей линии» для кыргызстанцев. На все их вопросы ответят сотрудники Министерства финансов.
 

«ЦентрАзия», 7 июня 2003