[09.02.2OO2] Из статьи М.Мулиной «Бизнес проблем»

image_pdfimage_print

…У большого бизнеса в Кыргызстане пока нет большого будущего. Отчасти потому, что государственная политика направлена на развитие малого и среднего бизнеса…

 

…Большой бизнес в Кыргызстане вырос на промышленных гигантах, доставшихся отечественным предпринимателям в наследство от СССР. В числе «новых» заводов часто упоминаются Кадамжайский сурьмяной и Кыргызский горнорудный комбинаты, бывший Тяжэлектромаш, «Тянь-Шань Лада», АО «ОККО», Кыргызский камвольно-суконный комбинат, АО «Интерглас» и многие другие.

 

А вот предприятия, с самого старта возникшие как частные, можно перечислить по пальцам. «Дордой», объединивший в себе не только рынки, но и медицинские услуги, кенафное производство, производство мебели и «Бакай», занимающийся выпуском спиртного и сахара. Конкуренция большого бизнеса приводит к тому, что многие из начинающих фирм попросту вытесняются. Другие же, как правило, скупаются.

 

Многие предприятия, по словам начальника управления Госкомиссии при Правительстве КР по развитию предпринимательства Г.Абдрасилова, не брезгуют промышленным шпионажем. Если маленькая фирма имеет какое-то ноу-хау и не успевает его зарегистрировать, ее быстро обгоняют более крупные конкуренты…

 

…Большим предприятиям трудно найти пути сбыта продукции – они не поспевают за рынком из-за дефицита толковых управленцев. Крупные бизнесмены вынуждены брать кредиты только у иностранных организаций. Наша же банковская система не обладает средствами для того, чтобы давать в долг большие деньги и на длительные сроки. Кыргызская промышленность зависит от зарубежной помощи. А Западу зачастую невыгодно развивать производство здесь. Кто ж потенциальным конкурентам на рынке помогает? В итоге вот уже десятилетие республика наблюдает за гибелью легализованного частного капитала…

 

…Страна намерена развивать малый и средний бизнес. Реформаторам кажется, что именно раздробление капиталов вызовет приток свежей молодой крови в предпринимательство.

 

Появление же большого числа новых предприятий-гигантов, по оценкам специалистов, ждать нам очень долго. Малый и средний бизнес перерастет в крупный лишь к концу XXI века…

 

«Аргументы и факты Кыргызстан», №6