[09.05.2ОО3] Хотели как лучше, а получилось как всегда

…Высокие стандарты, низкие тарифы и открытая экономика — единственно возможный путь для успешного развития нашей страны. Непонятным остается то, как при таком дружном и всеобщем понимании столь простых экономических истин в жизни все происходит наоборот.
 
Очередное доказательство тому — новое решение о введении с 1 июня 2003 г. временных ставок акцизного налога на импортируемые сигареты из стран, не являющихся членами ВТО, за исключением России. Размер акциза: 200 сомов за 1000 штук сигарет с фильтром и 45 сомов за такое же количество безфильтровых сигарет. Этот шаг предпринимается якобы «в целях защиты экономических интересов КР»… С точки зрения отечественного производителя сигарет это решение откровенно выгодно, так как практически полностью очищает кыргызстанский рынок сбыта от конкурентов из-за рубежа.
 
…Увеличение сигаретного акциза почти втрое неизбежно приведет к скачку цен за пачку любых импортных сигарет приблизительно на 5-7 сомов. Это предполагает, что примерно 35% кыргызстанских курильщиков будут вынуждены отказаться от своих любимых марок и перейти на более доступные местные сигареты. Чего, собственно и добивается отечественный производитель-монополист. Но законы рынка означают, что официальные дистрибьютеры крупнейших табачных компаний мира из Кыргызстана уйдут, так как не смогут выжить в откровенно дискриминирующих условиях. Предположения, что импортеры только незначительно сократят объемы завоза табачной продукции и при этом объемы поступлений в бюджет не пострадают за счет увеличения ставки акцизного налога, безосновательны. Достаточно вспомнить ситуацию с ГСМ несколько месяцев назад, когда при громадных акцизных налогах уровень легального импорта составлял всего около 30%. Если будет спрос наимпортные сигареты, то однозначно будет и предложение… контрабандное. И вместо 250 млн. сомов в год, которые поступают сегодня в казну государства в качестве налогов и других платежей от легальных табачных поставщиков, мы будем иметь… полный ноль.
 
…Размер акцизного налога в России, Казахстане, Кыргызстане и Украине примерно одинаков, при этом ВВП на душу населения, в частности в Казахстане почти в 4 раза выше, чем в Кыргызстане. Это еще раз доказывает, что размер текущего акцизного налога в нашей стране достиг предельного уровня и его повышение (особенно в 3 раза) неизбежно приведет к увеличению нелегального притока табачной продукции из Казахстана и России и соответственно вытеснит легальную продукцию, в том числе отечественную.
 
… По данным государственной таможенной инспекции КР, 5 лет назад уровень контрабанды сигарет в республике составлял 400 млн. штук в год, а уже в 1999 г., когда были значительно снижены ставки акцизов на табачную продукцию в соответствии с обязательствами ВТО, всего 140 млн.
 
Еще через год контрабанда сократилась до 90 млн., а в 2001 г. — до 68 млн. сигарет. Соответственно легальный ввоз увеличился с 50 почти до 100 млн., т.е. вдвое. За это время общий годовой объем поступлений в бюджет республики таможенных платежей от фирм официальных дистрибьюторов вырос с 57 до 247 млн. сомов. Всего ими было инвестировано в экономику более $4,5 млн., объем только благотворительной помощи составил около 7 млн. сомов.
 
… В прошлом году размер акцизного налога в Казахстане (где работают 5 табачных фабрик) для местных производителей был поднят до 180 тенге за 1000 штук сигарет с фильтром, при этом размер акциза для импорта был сохранен на прежнем уровне. В Таджикистане (2 табачные фабрики) с 1 января текущего года дискриминационная ставка импортной пошлины была отменена в отношении стран-членов Таможенного союза. Это еще раз доказывает, что политика защиты местного производителя должна быть сбалансирована с сохранением свободной конкуренции на рынке, от которой в конечном итоге выигрывают и государство и потребитель.
 

«Слово Кыргызстана», 9 мая, 2003 г.