[10.02.2ОО3] Ты пойми, что им надо. О. Семеняк

Искусство создавать проблемы, а потом их героически преодолевать продемонстрировали в минувшую пятницу депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша.
 
Трудности возникли при обсуждении нового законопроекта “Об образовании”. Документ с таким названием уже был принят в 1992 году. С тех пор заметно устарел. И даже внесенные спустя пять лет изменения не сделали его жизнеспособным. Скорее, он стал напоминать собой латаное одеяло. Поэтому необходимость принятия нового документа осознавали все, даже самые несговорчивые депутаты.
 
По словам председателя комитета ЗС по образованию, науке и культуре Жангороза Каниметова, в законопроекте предлагается обозначить сферу просвещения приоритетным направлением государственной политики. А так как госказна обладает скромными возможностями, необходимо ограничить доступ бесплатному получению начального профессионального, а также среднего профессионального и высшего образования в пределах государственного заказа. Финансирование вузов предлагается “не распылять” на десятки учебных заведений, а сконцентрировать лишь в некоторых, стратегически важных для страны. Список самых–самых будет утверждать Жогорку Кенеш с подачи правительства. Для остальных университетов и институтов инициаторы законопроекта предусмотрели возможность “уйти на вольные хлеба”.
 
 — Сегодня де–факто многие получают второе высшее образование по ускоренным программам, то же самое происходит и с выпускниками средних профессиональных учебных заведений, — отметил в своем выступлении Каниметов. — Настало время узаконить такие образовательные программы. Необходимо усилить социальную защиту работников этой сферы, предоставив им свободу в установлении надбавок, доплат, премий и других мер стимулирования.
 
Несогласных с идеологией законопроекта не нашлось. Но в ходе процедуры рассмотрения началась неразбериха. От одних поступали предложения принять документ без обсуждения, другие нардепы пожелали все же выступить в прениях, третьи и вовсе не успели задать вопросы. В палате царили шум и суета. В конце концов, когда спикер предложил решить судьбу законопроекта нажатием кнопки, большинство депутатов проголосовали против. Позже выяснилось: многие так и не поняли, за что они голосовали, но было уже поздно. Пробовали пойти на попятную, однако торага был неумолим: решение принято и обжалованию не подлежит. В законодательстве осталась одна лазейка: рассмотреть законопроект “Об образовании” постатейно. Ею парламентарии и воспользовались. Обсуждение документа будет продолжено на этой неделе.
 
В пятницу же парламентарии приняли поправки и в Закон “О лицензировании”. Суть предлагаемых изменений сводилась к тому, чтобы государственные вузы наравне с частными получали лицензии на образовательную деятельность. Законодатели надеются, что с введением данной нормы качество обучения изменится к лучшему. По мнению инициаторов документа, закон поможет противостоять стихийному открытию филиалов вузов чуть ли не в каждом айыле. Согласно информации МОиК, с сентября прошлого года было закрыто около 50 подобных отделений во всех регионах Кыргызстана.
 
 — Речь не идет об увеличении видов лицензирования, главное, чтобы география такого лицензирования была расширена, — сообщила корреспонденту “Вечерки” министр образования и культуры Ишенгуль Болджурова. — Тем более, в новой редакции Конституции все формы собственности базируются на равной основе. И отношение закона к этим формам собственности должно быть одинаковым.
 
Оксана Семеняк, «Вечерний Бишкек», 10 февраля 2003